В чём принципиальное различие в оценке бунта Пушкиным и Есениным? О чём говорит Пугачёв? К чему призывает? О чём горюет? Как вы понимаете строки: Я положил себе зарок молчать до срока, Ржёт дорога в жуткое пространство; Луна, как жёлтый медведь, / В мокрой траве ворочается; Яик, Яик, ты меня звал / Стоном придавленной черни!..?
Ответ
Предводитель восстания в произведении С.А. Есенина «Пугачёв» предстаёт народным героем: одновременно и каликой перехожим, и былинным богатырём. Облик Пугачёва предельно романтизирован и драматизирован.
Различия есенинского Пугачёва и Пугачёва в «Капитанской дочке» очень велики. Это происходит хотя бы потому, что А.С. Пушкин написал. реалистическое прозаическое произведение, а С.А. Есенин — драматическую поэму в романтическом ключе.
А.С. Пушкин относится к русскому бунту как к «бессмысленному и беспощадному», он хорошо понимает все причины и следствия, а С.А. Есенин смотрит на бунт как романтик, он поэтизирует удаль и отвагу предводителя. Взгляд А.С. Пушкина объективен и историчен, взгляд С.А. Есенина мифологичен и символически выражает народную стихийность.
Пугачёв призывает к борьбе, призывает не бояться трудностей, горюет о том, что его сотоварищи готовы предать его и общее дело, испугавшись расправы.
Я положил себе молчать до срока — решил, что необходимо молчать, не сообщать о своих решениях.
Ржёт дорога в жуткое пространство — дорогу герой отождествляет со своим конём, следовательно, доверяет ей, как своему коню, и знает, что дорога проведёт его сквозь все испытания навстречу судьбе.
Луна, как жёлтый медведь, / В мокрой траве ворочается — герой воспринимает мир настолько чутко, что видит в окружающем мире тяжесть стоящих за ним сил. Герой словно живёт в состоянии повышенной гравитации, каждый шаг даётся ему с трудом, если даже лёгкая луна кажется ему тяжёлым зверем, который никак не может оторваться от травы. Такое положение человека в мире обязывает его принимать предельно точные решения, чтобы напрасно не расходовать силы.
Яик, Яик, ты меня звал / Стоном придавленной черни!.. — герой обращается к реке, шум которой звучит для него стоном притесняемых бедняков.