Прочитайте самостоятельно рассказ Ю. Казакова «По дороге». Подготовьте устный или письменный отзыв

Прочитайте самостоятельно рассказ Ю. Казакова «По дороге». Подготовьте устный или письменный отзыв на этот рассказ (на вы­бор).

Ответ

Отзыв на рассказ Ю.П. Казакова «По дороге»

Рассказ Юрия Казакова «По дороге» посвящён теме соци­альных изменений в селе в шестидесятые-семидесятые годы двадцатого столетия. Главные герои рассказа — Илья Снеги­рёв и его мать. Илья Снегирёв родился в селе и работал в кол­хозе шофёром, но его манили иные края: «Не впервые весна срывала его с места. Побывал он и в Сибири — промучился там всё лето в прошлом году, а вернулся осенью в злом раз­очаровании. Не понравилась ему барачная жизнь, и возненавидел он Сибирь с гнусом в тайге, с тонким, напряжённым звуком «МАЗов» по дорогам». Осенью вернулся Илья в кол­хоз и вновь начал работать шофёром. Но воспоминания о Си­бири, об этом огромном, открывшемся ему крае не давали ему покоя: «По ночам, в одиноких рейсах, легко думалось о прошлом, забывалась обида на Сибирь, меркло всё плохое, будто и не было его никогда, а оставалась одна красота и мощь гор­ных кряжей, неистовых нерусских рек, бетонных тяжёлых контуров плотин…»

Автор рассказывает нам о времени освоения Сибири, о ве­ликих стройках, о создании в тайге новых городов. Рабочим приходилось жить в палатках, в наскоро построенных бараках, выполнять тяжёлую работу, но люди торжествовали, видя ре­зультаты своего труда. Красота сибирской природы, радость напряжённого труда огромного коллектива людей оказались для Ильи важнее, чем неудобства, дороже, чем спокойная жизнь в родной деревне.

Когда наступила весна, Илья взял в колхозе расчет и купил билет на поезд. Вечером односельчане собрались его проводить, а наутро к поезду он пошёл вдвоём с матерью. Он шёл быстро, мать едва успевала за ним и вскоре решила попро­щаться прямо в поле, чтобы сын не опоздал на поезд:

«- Дай я тебя… тебе… — говорит мать и мелко крестит его. — Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я ещё… я тоже… пойду потихоньку».

Мы чувствуем, что мать, всю жизнь прожившая в деревне, не понимает, почему её сын куда-то уезжает, почему ему не живётся в родной деревне, где у него есть дом, где живёт де­вушка Тамара, которая любит его. Но мать не удерживает сы­на, она благословляет его, признавая за ним право свободного выбора своего жизненного пути: «Иди, иди, тебе ходчее надо идти, а я ещё… я тоже… пойду потихоньку».

Илья несколько раз оглядывается на мать, которая смотрит ему вслед, и шагает к станции: «Он смотрит на лёгкие слоистые облака, двигает скулами, сглатывает и видит почему-то уже северный Енисей между громадами скал, сопки, тайгу, бледные электрические огни рабочих посёлков при свете бе­лой ночи».

Юрий Казаков утверждает право человека на выбор собст­венного пути, на поиск новых дорог. В то же время с помо­щью прекрасных описаний природы автор подчёркивает цен­ность труда людей, живущих в Центральной России, на земле, где они родились. Образы матери и односельчан Ильи — это образы чутких и трудолюбивых людей. Мы понимаем, что созидательный труд ценен на любой земле.

Опубликовано: 26.04.2019 Обновлено: 26.04.2019
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

18 + четыре =