Напишите сочинение о том, каким вы представляете рассказчика рассказа Тринадцатый подвиг Геракла

Напишите сочинение о том, каким вы представляете рассказчика рассказа Тринадцатый подвиг Геракла, по предлагаемому плану:

а) Кто такой рассказчик?
б) Как он относится к товарищам по клaccy?
в) Почему Харлампий Диогеиович сравнил его с Ге­раклом?
г) Как сам герой оценивает свои поступки?
д) Каково авторское отношение к нему?

Ответ

В рассказе Фазиля Искандера «Тринадцатый подвиг Ге­ракла» рассказ ведётся от имени мальчика, который учится в пятом классе мужской школы в Грузии, южной республике Советского Союза. Действие рассказа происходит во время войны. Мы узнаём об этом от самого рассказчика, который дразнит своего соседа по парте по имени Адольф.

Главный герой рассказа — шустрый, озорной и лука­вый мальчик. Он, как и многие мальчишки, любит играть в футбол, иногда не может справиться с задачей, смеётся вместе со всеми над одноклассниками, которых ставит в смешное положение Харлампий Диогенович.

К товарищам по классу герой относится по-дружески, с иронией. Рассказчик наблюдателен и точно описывает главные черты своих друзей. Он подмечает постоянное благополучие Сахарова, который, даже смеясь, старается оставаться отличником. подмечает скромность и незаметность Алика Комарова и угрюмость Шурика Авдеенко. Но в классе у Харлампия Диогеновича нет любимчиков. Смешным может оказаться каждый. И вот наступает мо­мент, когда класс смеётся над главным героем.

Главный герой не справился с задачей по математике. Вместо того, чтобы попросить помощи у товарищей, он до уроков играл в футбол, убедив себя в том, что ответ в учебни­ке неверный. Затем он пытался увильнуть от ответственности за свои поступки, хитростью и обманом убедив врачей делать уколы именно во время урока математики. Когда же он оказывается у доски и не находит в себе сил честно признаться, что не решил задачу, то Харлампий Диогенович понимает, почему врачи пришли именно на урок математики. Учитель наказывает смехом не ученика, а его трусость. Он говорит, что рассказчик совершил «тринадцатый подвиг Геракла», то есть подвиг, которого на самом деле не было, который вовсе не является подвигом. Да, он изменил ситуацию, но изменил не из благородных побуждений, а из трусости.

Герой во время развития событий испытывает самые разные чувства. Сначала он возмущается «неправильной» задачей. Потом совесть его успокоилась. После разговора с Сахаровым он испугался: «Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача непра­вильная, а потом не согласился с отличником, что она пра­вильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заме­тил моё волнение и первым меня вызовет». После вызова дежурного герой облегчённо вздохнул, благодарный учите­лю за передышку. Затем он испытал трусливую надежду и разочарование, когда «внезапная надежда, своим белоснеж­ным халатом озарившая наш класс, исчезла». Он обнаглел от страха и дерзко предложил показать, где находится пятый «А», тут же придумав себе оправдание. Затем он соврал вра­чу, что их класс собирается в музей, и, лукавя, убедил их вернуться в пятый «Б». Сам же трусливо побежал вперёд, чтобы «устранить связь между собой и их приходом!». Герой чувствовал некоторое злорадство, когда медсестра тёрла ему спину ватой после укола. После ухода врача в мальчике пробудилась тревога, когда учитель начал щёлкать бусина­ми своих чёток: «Я почувствовал, что в воздухе запахло ка­кой-то опасностью». От взгляда Харлампия Диогеновича «сердце моё с размаху влепилось в спину», говорит рассказ­чик. Он не вышел к доске, а «поплёлся» к ней. Герой ни за что не хотел становиться смешным, но учитель доказал, что трусость и ложь на самом деле смешны, и никакие уловки не помогут скрыть эти дурные качества.

В заключение рассказчик говорит: «С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешён­ными задачами никогда не совался к футболистам».

Автор по-философски относится к своему герою: немного отстранённо и иронично. В конце рассказа автор выступает уже не от имени пятиклассника. а от имени человека, ставше­го уже взрослым, и говорит о том, что метод Харлампия Диогеновича многому научил его: «Смехом он, разумеется, зака­лял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора».

Опубликовано: 12.04.2019
Обновлено: 12.04.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

16 + тринадцать =