С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев

С помощью каких художественных средств удаётся Щедрину пока­зать глуповцев? Почему народ, о котором рассказывается в романе, называют головотяпами? Как называются соседние народы? Перечис­лите их. Как можно объяснить их названия?

Ответ

М.Е. Салтыков-Щедрин показывает глуповцев с помо­щью гиперболы и гротеска. Используя словарь В.И. Даля «По­словицы и поговорки русского народа», в разделе «Русь — Родина» можно найти перечисленные названия соседних го­ловотяпам народов.

У В.И. Даля пословицы, присловья, поговорки, часто яв­ляющиеся по существу дразнилками, обидными прозвищами,
отражающими самые плохие качества жителей разных горо­дов и деревень; они объединены в разделе «Русь — Родина». Встаёт вопрос о самооценке русского народа, который не­обыкновенно актуален и сейчас (вспомним монологи М. Задорнова, в которых он говорил, что русские с удовольст­вием ругают себя и восхищаются Европой и Америкой).

Подчеркнём, что М.Е. Салтыков-Щедрин употребляет со­бранные присловья, не имея в виду конкретные города или местности, а показывая собирательное отношение народа к самому себе. Писатель как бы говорит нам: неужели это всё, что можно сказать о Руси, России? Неужели во всей стране только и есть, что воры и недотёпы? В читателе рождается чувство протеста, хочется доказать, что не все таковы: есть и лучшие, достойные люди. Мы не видим их в произведении, но чувствуем, что именно честные, благородные и умные люди являются идеалом писателя, ради утверждения которого он высмеивает всё недостойное.

Лукоеды — арзамасцы.

Гущееды — Хороши и пироги, а гуща и пуще (дразнят новгородцев-гущеедов).

Клюковники — владимирцы.

Куралесы — брянцы.

Вертячие бобы — муромцы.

Лягушечники — дмитровцы.

Лапотники — крещане (жители Крестцов).

Чернонёбые — коломенцы.

Долбёжники — новгородцы. Упрям, как новгородец.
Проломленные головы — орловцы.

Слепороды — пошехонцы. В трёх соснах заплутались. За семь вёрст комара искали, а комар на носу. На сосну лазили, Москву смотрели. Я слушаю: кто свищет? Ан это у меня в но­су. Ноги под столом перепутали.

Слепороды — вятичи.

Вислоухие — ростовцы. Лапшееды; родимое озеро соло­мой зажигали.

Кособрюхие — рязанцы. Синебрюхие; мешком солнышко ловили, блинами острог конопатили. (Синебрюхие — от синих рубах. В битве с москвичами солнце было в лицо рязанцам: они стали ловить его в мешок, чтоб выпустить на врагов. По приказу проконопатить острог рязанцы всё откладывали де­ло — до масленицы, тут их приструнили, они и проконопати­ли его блинами.)

Кособрюхие — вагане (река Вага). У нас на Ваге и уха с блинами.

Ряпушники — тверитяне.

Заугольники — холмогорцы. Смотрели на Петра из-за уг­лов.

Рукосуи — чухломцы. Чухломской рукосуй! Рукавицы за пазухой, а у других ищет.

Сычужники — кимряки. Петуха на канате держали, чтоб на чужую землю не ходил.

Головотяпы — егорьевцы.

Называя главный народ головотяпами, автор придавал ему иносказательный смысл, в одном названии описывая качества самого «успешного» народа и наполняя его значением «разгиль­дяи», «растяпы», считающие себя умниками и придумщиками. Гротескно подспудное противопоставление авторитета, полу­ченного благодаря глубокой умственной работе, и авторитета, полученного благодаря самым крепким головам, которыми представители данного народа могли дольше всех «тяпаться».

Действия, какие совершали народы после объединения под властью головотяпов, тоже представляют собой описание фольклорных дразнилок.

Новоторы (жители Торжка) — воры (это говорят осташи, которым отвечают: и осташи хороши).

Псковичи — небо кольями подпирали (три дня сходка стояла, думая, что делать? Туча нависла; решили подпереть кольями).

Ржевцы — ряпуха тухлая. Собачники. Отца на кобеля про­меняли. Козу сквозь забор пряником кормили.

Старичане — петуха встречали с хлебом-солью. Пришёл грозен посол под Старицу: шуба навыворот, сам низенек, а поперёк о пяти охватах; словечка не молвит, а только шипит: ан это — индейский петух.

Кашинцы — собаку за волка убили да деньги заплатили.

Калязинцы — свинью за бобра купили; собаку за волка купили.

Бежечане — колокольню рожком подбили.

Зубчане — таракана на канате на Волгу поить водили. Шуяне — беса в солдаты отдали.

Угличане- толокном Волгу замесили.

Романовцы — барана в зыбке качали.

Любимцы — козу пряником кормили.

Княгининцы — шапошники. Шапками обоз закидали.

Костромичи — лапти растеряли, по дворам искали, было шесть — стало (нашли) семь.

Галичане — корову на баню втащили.

Вологодцы — телёнка с подковой съели. Толоконники -Волгу толокном замесили.

Хлыновцы корову в сапоги обули (краденую, чтобы следу не было).

Орёл да Кромы — первые воры, да и Карачев на поддачу.

В Севске поросёнка на насест сажали, приговаривая: цай­пайся, цайпайся, курочка о двух лапках, да держится.

Болховитяне рака со звоном встречали: вот воевода к нам ползёт, а щетинку в зубах несёт.

Калужане — козла в соложёном тесте утопили.

Туляк — стальная душа. Блоху на цепь приковали. Ефремовцы — в кошеле кашу варили.

Одоевцы: Молодеч, а молодеч! Продай за грош постных яиц.

Крапивенцы — сено с колокольным звоном встречали (думая, что это воевода).

Пензенцы толстопятые. В Москве свою ворону узнали.

Темниковцы — совятники; сову в озере крестили.

Смоляне миром блоху давили.

Вязьма в пряниках увязла.

Опубликовано: 04.02.2019 Обновлено: 04.02.2019
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × пять =