Подготовьте устное или письменное сочинение: «История Цыганка»

Подготовьте устное или письменное сочинение: «История Цыганка», «Дедушка не злой и не страшен», «Почему почувствовал Алёша в бабушке близкого человека?», «Алёша и дом Кашириных» (на выбор).

Ответ

История Цыганка

Одним из самых запоминающихся героев повести М. Горь­кого «Детство» является Цыганок. Впервые мы его встречаем в сцене драки двух дядьёв за обедом. Дядя Михаил ударил брата Якова наотмашь по лицу, они покатились по полу. В это время «молодой широкоплечий подмастерье Цыганок сел вер­хом на спину дяди Михаила». Алёша увидел его как человека, который пытался усмирить зачинщика драки.

Следующая встреча читателя с Цыганком происходит в мутной сцене порки детей за провинности. Цыганок в начале порки «сердитый, не похожий на себя»: ему приходится при­вязывать ребёнка к скамье полотенцем. Позже он запечатлелся в памяти мальчика совсем иначе: «Квадратный, широко­грудый, с огромной кудрявой головой, он явился под вечер, празднично одетый в золотистую, шёлковую рубаху, плисо­вые штаны и скрипучие сапоги гармоникой. Блестели его волосы, сверкали раскосые весёлые глаза под густыми бро­вями и белые зубы под чёрной полоской молодых усов, го­рела рубаха, мягко отражая красный огонь неугасимой лам­пады».

Алёша узнал, что Цыганок пытался облегчить ему боль во время порки, подставляя под кнут свою руку: «Чуешь ли: как вошёл дед в ярость, и вижу, запорет он тебя, так начал я руку эту подставлять, ждал — переломиться прут, дедушка-то отойдёт за другим, а тебя и утащат бабаня или мать! Ну, прут не переломился, гибок, мочёный! А всё-таки тебе меньше по­пало, — видишь, насколько? Я, брат, жуликоватый!..»

Цыганок просто ответил мальчику, что боль он принял «за любовь», и эта способность к самопожертвованию в мире, где каждый думает только о себе, поразила Алёшу.

Цыганок занимал в доме особое место. Он был подкиды­шем, и бабушка воспитала его, как сына. Его любили за весё­лый нрав, золотые руки и беззлобный характер. И дядя Яков, и дядя Михаил ценили его как работника, но за глаза ругали его «вором и лентяем», чтобы отбить у другого охоту взять его к себе в работники после раздела имущества.

Ивана это мало заботило. Он жил, радуясь миру, как ребё­нок. Цыганок любил развлекать детей, когда деда не было до­ма: запрягал в бумажные сани тараканов, показывал мышат, ходивших на задних лапах, делал фокусы с картами, деньгами. Во время забав он «кричал больше всех детей и почти ничем не отличался от них».

Заветной мечтой Цыганка была возможность петь. Слушая песни других людей, «он неожиданно и жалобно восклицал:

— Эх, кабы голос мне, — пел бы я как, Господи!»

Все жители дома любили пляску Вани Цыганка: «Охора­шиваясь, одергивая жёлтую рубаху, Цыганок осторожно, точ­но по гвоздям шагая, выходил на середину кухни; его смуглые щёки краснели, и, сконфуженно улыбаясь, он просил:

— Только почаще, Яков Васильич!

Бешено звенела гитара, дробно стучали каблуки, на столе и в шкафу дребезжала посуда, а среди кухни огнём пылал Цы­ганок, реял коршуном, размахнув руки, точно крылья, неза­метно передвигая ноги; гикнув, приседал на пол и метался зо­лотым стрижом, освещая всё вокруг блеском шёлка, а шёлк, содрогаясь и струясь, словно горел и плавился.

Цыганок плясал неутомимо, самозабвенно, и казалось, что, если открыть дверь на волю, он так и пойдёт плясом по улице, по городу, неизвестно куда…»

Желание петь в Цыганке — это желание отдать душу лю­дям, показать через музыку красоту мира. Он делал это в тан­це, но ему танца казалось мало.

Чистая душа этого человека снова и снова заставляла его подставлять руку под розги, когда пороли Алёшу, и мальчик крепко привязался к нему. Но отравленная атмосфера каширин­ского дома давала о себе знать: Цыганок научился воровать. Дед был скуп, он давал мало денег на провизию для такого большого семейства, и Ваня один раз попробовал воровать. Первый раз ему с рук сошло, рассказывала бабушка: «…дома посмеялись, похвалили за удачу, он и взял воровство в обычай! А дедушка смолоду бедности-горя досыта отведал — под ста­рость жаден стал, ему деньги дороже детей кровных, он рад да­ровщине!»

Сам Иван так объясняет своё пристрастие к воровству: «Ведь я знаю: воровать нехорошо и опасно. Это я так себе, от скуки. И денег я не коплю, дядья твои за неделю-то всё у меня выманят. Мне не жаль, берите! Я сыт». Мы видим человека, у которого много сил, жизненной энергии. Но в завистливой, душной и мелкой атмосфере каширинского дома ему негде проявить свою энергию, он хочет принести радость людям и направляет свои силы на воровство.

Он внутренним чутьём различает, где добро, а где зло, и выражает это в словах: «А я всех Кашириных, кроме бабани, не люблю, пускай их демон любит!» Он мечтает «ожечь на­род» песней, но его мечтам не суждено сбыться: «Вскоре он погиб».

Дядя Яков дал обет отнести на своих плечах до кладбища, где похоронена забитая им жена, огромный дубовый крест. В день годовщины братья взялись выполнить обещание, и ко­мель креста положили на плечи Цыганка. Читая описание этой . сцены, мы вспоминаем, как Иисус Христос нёс на Голгофу крест, на котором его должны распять.

Автор не описывает трагедию, которая случилась по до­роге на кладбище, сам. Мы узнаём о происшествии со слов дядьёв:

«- Споткнулся он, — каким-то серым голосом рассказы­вал дядя Яков, вздрагивая и крутя головою. Он весь был се­рый, измятый, глаза у него выцвели и часто мигали.
— Упал, а его и придавило, — в спину ударило. И нас бы покалечило, да мы вовремя сбросили крест.
— Да вы его и задавили, — глухо сказал Григорий».

Цыганок, выполняя обет другого человека, совершившего смертный грех, взял на себя главную тяжесть и погиб, преданный этим человеком. Христос умер, искупая своею смертью грехи людей. Цыганок был готов пожертвовать собой ради других и умер, словно бы искупая грехи всего семейства Ка­шириных. Стали ли Каширины от этого лучше?

Мы чувствуем боль, когда читаем описание смерти Цыган­ка. И единственным утешением служит нам сознание, что та готовность к самопожертвованию, которая была в душе Цы­ганка, тот огонь, который горел в его сердце и вырывался в пляске, в страстном желании петь, отразились потом в творче­стве Максима Горького, в созданных писателем художествен­ных образах, из которых наиболее яркий — образ Данко, от­давшего своё сердце людям.

Почему почувствовал Алёша в бабушке близкого человека?

Для  Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, «самым понятным и близким человеком». «Вся она темная, но светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Странноватая, очень полная, большеголовая, с огромными глазами, рыхлым красноватым носом, она была очень доброй и веселой женщиной. В её глазах всегда блестел живой огонек, а движения её были мягкими, как у кошки. Она любила веселиться и танцевать.

У бабушки была очень приятная белоснежная улыбка, глаза при этом вспыхивали теплым светом, и лицо становилось молодым и светлым. Была крайне смелой, ведь это она ворвалась в горящую мастерскую за купоросом и остановила, испуганного коня Шарапа.

Про бабушку можно сказать «Коня на скаку остановит, и в горящую избу войдет!»

Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав.

Говорила бабушка весело, складно, нараспев. Часто упоминала Бога. Все, что она говорила, было теплым и ласковым, поэтому мальчик с первого дня подружился с бабушкой, она стала для него самым верным и близким другом, самым понимающим человеком.

Позже он понял, что бабушка была тем человеком, который отдает свою любовь бескорыстно, она любит мир таким, какой он есть.

Опубликовано: 22.01.2019 Обновлено: 22.01.2019
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − 4 =