Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе само­державно-бюрократического управления страх?

Какова ситуация «Ревизора»? Какую роль играет в системе само­державно-бюрократического управления страх? Как влияет страх на каждого из персонажей пьесы? Можно ли сказать, что Гоголь «ситу­ацией ревизора» замкнул всех единым, общим чувством — страхом?

Ответ

Нельзя задать вопрос: «Какова ситуация «Ревизора»?», можно спросить: «Чем характеризуется «ситуация ревизора»?»

В системе самодержавно-бюрократического управления страх играет роль главенствующей эмоции. Любое действие становится опасным, потому что неизбежно нарушает систе­му, что, в свою очередь, ставит под удар совершающего это действие человека. Или же, если действие систему не наруша­ет, то человек включается в ненормальные отношения — отношения людей с нечистой совестью, совершающих предосу­дительные поступки. Это тоже возможность в любой момент попасть под удар. Нормальное, естественное состояние чело­века — творческое. Бюрократия принципиально лишена твор­ческого начала, она боится его и не понимает, так как оно не укладывается в схемы. Бюрократия активно противодействует любому творческому начинанию, всегда находя повод иска­зить и оклеветать его. Бюрократы всегда находятся под стра­хом взыскания, потому что сама система провоцирует их на должностные преступления.

Ситуация ожидания ревизора для бюрократа и проворо­вавшегося чиновника предельно опасна. При самодержавно-бюрократическом управлении она опасна и для честного чело­века, потому что он всегда может быть оклеветан недоброжелателями. Даже человек посторонний, знающий, как часто са­мовластный начальник выходит за рамки своих полномочий, не может чувствовать себя спокойно. Поэтому всех персона­жей пьесы объединяет чувство страха, они становятся подобо­страстными, боятся совершить оплошность, из-за чего полно­стью теряют способность критического взгляда на происходящее. Кроме того, страх порождается неизвестно­стью (недаром городничий в самом начале говорит о «прокля­том инкогнито» ревизора), а сам порождает иллюзии и питает сам себя. Он, как и смех, становится отдельным персонажем.

Получается, что чиновники боятся ревизора, Хлестаков боится сначала незнакомых чиновников, а после разоблаче­ния; помещики, к которым грядущая проверка не относилась, боятся, потому что привыкли бояться начальства «из столи­цы». Они действительно все замкнуты друг на друге страхом и совершают, боясь друг друга, массу судорожных и бессмысленных поступков, только в конце осознавая, что всё это было напрасно, отчего их страх превращается в ужас, и боязнь не­верного слова и движения доходит до своей крайней степе­ни — паралича немой сцены.

Опубликовано: 10.12.2018 Обновлено: 10.12.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три + 15 =