Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам

Какие произведения Гоголя посвящены историческим темам? Сам Гоголь внимательно изучал историю, читал лекции по истории. Рас­скажите об одном из произведений писателя, связанных тематиче­ски с историей Украины или России.

Ответ

Исторической теме полностью посвящена повесть «Та­рас Бульба». В «Вечерах…» есть исторические мотивы — описания полёта Вакулы в Петербург времён Екатерины II, но в целом назвать «Вечера…» произведением на историческую тему было бы неправильно.

«Тарас Бульба» входит в сборник, написанный Гоголем вслед за «Вечерами…». — «Миргород» (1835).

В начале XIX века европейского и русского читателя пора­зили романы Вальтера Скотта. Русское общество сомневалось: возможно ли создать подобное произведение на материале русской истории? Гоголь доказал, что это возможно, но не стал вторым Вальтером Скоттом: он создал уникальное про­изведение на историческом материале.

Н.В. Гоголь в период работы над повестью серьёзно зани­мался историей. читал летописи и исторические акты. Но в повести он не описывал конкретных исторических событий и боёв. в которых участвовали казаки в XV-XVII веках. Ему важно было другое: передать живой дух того мятежного вре­мени, как передавали этот дух народные песни, исполняемые путешествующими по Украине бандуристами. В статье «О малороссийских песнях» (опубликована в «Арабесках») Го­голь писал: «Историк нс должен искать в них показания дня и числа битвы или точного объяснения места, верной реляции: в этом отношении немногие песни помогут ему. Но когда он за­хочет узнать верный быт, стихии характера, все изгибы и от­тенки чувств, волнений, страданий, веселий изображаемого народа, когда захочет испытать дух минувшего века… тогда он будет удовлетворён вполне; история народа разоблачится перед ним в ясном величии».

Одно из старинных значений существительного «сечь» — засека, завал из деревьев, который служил в качестве укрепления. От названия такого укрепления произошло название цен­тра организации украинских казаков: Запорожская Сечь. Главное укрепление казаков располагалось за днепровскими порогами, часто на острове Хортица, который сейчас находит­ся в черте города Запорожье. Остров большой по площади, берега его скалистые, обрывистые, в некоторых местах высо­той около сорока метров. Хортица была центром казачества.

Запорожская Сечь — это организация украинских казаков, которая возникла в XVI веке. Когда татары разорили Киев­скую Русь, северные территории стали объединяться под вла­стью московских князей. Киевские и черниговские князья бы­ли убиты в жестоких схватках, и центральные земли бывшей Киевской Руси остались без власти. Татары продолжали разо­рять богатые земли, позже к ним присоединились Османская империя, Великое княжество Литовское, затем Польша. Жите­ли, населявшие эти земли, в отличие от татар, турок­-мусульман и поляков-католиков, исповедовали православие. Они стремились к объединению и защите своей земли от на­бегов хищных соседей. В этой борьбе на центральных землях бывшей Киевской Руси складывалась украинская народность.

Запорожская Сечь не была организацией государственной. Она создавалась ради военных целей. До 1654 года, то есть до воссоединения Украины с Россией, Сечь была казачьей «рес­публикой»: главные вопросы решала сечевая рада. Сечь возглавлялась кошевым атаманом и делилась на курени (ку­рень — войсковое подразделение и его жилое помещение). В разные времена насчитывалось до тридцати восьми куреней. Сечь вела войну с Крымским ханом, Османской империей и польско-украинскими властями.

Народный характер повести проявился в том, что темой её стала история козака Тараса Бульбы и его сыновей; многие сце­ны повести близки по содержанию украинским народным исто­рическим песням; герои повести — козаки, которые защищают независимость родной земли от Польскоrо владычества.

При чтении некоторых эпизодов (описания битв) склады­вается впечатление, что перед нами не прозаический текст, а героическая песня, которую исполняют народные сказители.

Гоголь создаёт образ повествователя — сказителя, кото­рый словно переживает вместе с героями все изменения в ходе битвы и от имени которого звучат сожаления и восклицания: «Козаки, казаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска!» Неправильно было бы считать эти строки высказываниями от имени автора.

Гоголь придаёт героям-запорожцам сходство с былинны­ми богатырями: казаки бьются за родную землю, за христиан­скую веру, и автор описывает их подвиги в былинном стиле: «Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положи­ло»; «Там, rде прошли незамайновцы — так там и улица, где поворотились — так уж там и переулок! Так и видно, как ре­дели ряды и снопами валились ляхи!»; «И уж так-то рубились они! И наплечники, и зерцала погнулись у обоих от ударов».

Фольклорный характер придаёт сцене второго боя трое­кратное восклицание Тараса Бульбы, наказного атамана: «Есть ещё порох в пороховницах? Не ослабела ли казацкая сила? Не гнутся ли казаки?» Отвечают ему казаки: «Есть ещё, батька. порох в пороховницах».

«Терпи, козак, — атаманом будешь!» — эти слова Тарас Бульба обращает к Андрию, который «заметно скучал» во время осады города Дубна.

«Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?» — говорит Тарас Андрию, предавшему казаков.

Все эти выражения в наше время стали афоризмами. Пер­вое мы произносим, когда говорим о высоком моральном духе людей; второе — когда призываем кого-либо потерпеть не­много ради достижения большой цели; третье мы обратим к предателю, которому не помогли его новые покровители.

Тарас Бульба — главный герой повести. Автор так его описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он казак, но не простой казак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нра­ва. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил про­стую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товари­щей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно;он считал себя законным защитником православия».

В начале мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на ту­рок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презре­нием относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбро­сти и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»

Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведёт се­бя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: на­пившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать ка­заков на поход.

Главные ценности в его жизни — это борьба за христиан­скую веру и товарищество, самая высшая оценка — «добрый козак». Своё отношение к сыновьям он выстраивает на этой основе: действиями Остапа, избранного куренным атаманом, он восхищается, а предавшего козаков Андрия убивает.

Козаки ценят Тараса, уважают его как полководца и после разделения козацкого войска выбирают его «наказным атаманом». Ярче всего проявляется характер и взгляды Тараса, ко­гда он перед боем говорит речь о товариществе, когда ободря­ет козаков на битву и спешит на помощь своему сыну Остапу. В трагический момент казни Остапа он находит возможность помочь ему, поднять его дух, ответив ему: «Слышу!» И тогда, когда поляки решают сжечь его, он пытается помочь своим выбравшимся из окружения товарищам, крича, чтобы они брали челны и спасались от погони.

Рассказывая о жизни и гибели Тараса Бульбы, автор рас­крывает главную свою мысль: именно такие люди отстояли независимость русской земли, и главной их силой была лю­бовь к своей земле и вера в товарищество, братство козаков.

Остап и Андрей — два сына Тараса Бульбы. С каждым эпизодом их характеры прорисовываются всё ярче, и мы ви­дим разницу между сыновьями, которую не замечали раньше.

Антитеза — основной композиционный приём «Тараса Бульбы». Сначала автор противопоставляет долю несчастной женщины и жестокий век, который формирует грубые харак­теры мужчин, при этом братья описываются почти одинаково, лишь чуть-чуть намечается разница их характеров. Во второй главе эта разница проявляется с ещё большей силой при опи­сании жизни братьев в бурсе. Бурса — название духовного училища или духовной семинарии. Выпускники бурсы обычно становились священниками. Гоголь не делает на этом акцент, но мы помним, что основной предмет, который изучался в бурсе, — это Закон Божий.

Описывая жизнь братьев в Сечи, автор говорит нам, что Андрия потрясла казнь, определённая за смертоубийство. Мы видим в нём душу, способную к разнообразным сильным чув­ствам. Душа Остапа грубее, проще.

Автор рассказывает нам о братьях с точки зрения Тараса Бульбы. Отец гордится старшим сыном. «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вер­шить ратные дела». Хладнокровие, уверенность, осмотритель­ность, наклонности вождя — вот качества, проявлению кото­рых радуется Тарас. Остап словно сливается с массой запорожцев, выделяясь из неё лишь высокой степенью ува­жаемых казаками качеств.

Безумная отвага Андрия противопоставляется хладнокро­вию и разумным действиям брата. Это человек стихии; для не­го война полна «очаровательной музыки пуль и мечей», он на­ходится под обаянием романтического ореола борьбы за правое дело и, вероятно, не осознаёт, что сеет смерть.

Очень важно понять, что склонность к самоанализу, к размышлению над своими чувствами, над мотивами собст­венных поступков — это во многом достижение XIX и ХХ веков. В наше время люди долго и сознательно развива­ют в себе умение понимать самого себя, управлять своими чувствами. Во времена, описываемые в повести, люди не анализировали свои чувства: луч разума был направлен во­вне, как, например, у Остапа, а не вовнутрь. Не человек вла­дел своим чувством, но чувство владело человеком, захваты­вало его полностью. Человек становился словно рабом своего порыва, не понимая, что заставило его изменить своё поведение.

Остапа держало его хладнокровие и традиция. Андрий не был хладнокровным: его эмоциональность, вспыльчивость, взрывной, холерический темперамент, как сказали бы психо­логи, диктовал ему другую линию поведения.

Когда войско облегло город и началась длительная осада, татарка передаёт просьбу панночки о куске хлеба для старой матери: «…потому что я не хочу видеть, как при мне умрёт мать. Пусть лучше я прежде, а она после меня».

Сострадание, сочувствие, жалость, любовь — те чувства, которые благословляются Евангелием. Андрий клянётся свя­тым крестом в том, что не выдаст тайну существования под­земного хода.

За что воевали запорожцы? — сложный вопрос.

Вспомним слова одного из козаков-вестников: «Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши». Запо­рожцы шли на Польшу, чтобы «отомстить за всё зло и посрам­ленье веры и козацкой славы, набрать добычи с городов, пус­тить пожар по деревням и хлебам и пустить далеко по степи о себе славу». Главная заповедь Христа — «не убий», Господь учит милосердию и состраданию. Война поворачивается к Анд­рию не романтической, а жестокой, хищнической стороной.

Андрий видит беспечно спящих запорожцев, что съели за раз такое количество каши, которой хватило бы «на добрых три раза», и людей, умирающих от голодной смерти. И воз­мущение, протест против этой стороны войны заполняет его сердце. Как раньше его целиком· охватывало опьянение боем, так теперь его душу захватывает сострадание, жалость и лю­бовь. Картина мира в сознании героя полностью изменилась. Андрий, как в бою, не может остановиться, чтобы разобраться в том, что он испытывает, и весь поток его переживаний и ощущений выливается в готовую, знакомую форму — форму любовной страсти.

Когда Тарас убивает Андрия, тот стоит перед отцом не шелохнувшись. Что происходит в его душе? Две противопо­ложные картины мира — с абсолютно разными, несовмести­мыми ценностями — стоят у него перед глазами. Выбрать первую он уже не может, выбрать вторую — значит поднять руку на отца, но сделать этого Андрий не может тоже и уми­рает от его руки.

Интересно высказывание В.Г. Белинского о «Тарасе Буль­бе». Критик назвал повесть Гоголя «поэмой о любви к роди­не». Это, безусловно, так, но надо понимать, что любовь к ро­дине в разное историческое время приобретает разные формы.

Когда-то это — война и битвы, когда-то это — мирное строительство, развитие экономики, совершенствование государственного устройства, развитие искусств.

Опубликовано: 10.12.2018 Обновлено: 10.12.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =