Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»

Какие повести вошли в состав «Петербургских повестей»? Подумай­те, каким предстаёт Петербург в повести «Шинель». Проиллюстри­руйте отрывками из текста, как Гоголь описывает зиму, ветер, вьюгу. Почему они получают символическое значение?

Ответ

В состав «Петербургских повестей» вошли такие произ­ведения, как «Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Ши­нель», «Записки сумасшедшего».

Петербург в «Шинели» предстает холодным, враждебным к «маленькому человеку» Акикию Акикиевичу Башмачкину, город в этом случае представляет собой отношение общества к таким чиновникам и прочим мелким несчастным людишкам.

Вот как автор описывает мороз в Петербурге: «Есть в Пе­тербурге сильный враг всех, получающих четыреста рублей в год жалованья или около того. Враг этот не кто другой, как наш северный мороз, хотя, впрочем, и говорят, что он очень здоров. В девятом часу утра, имен.но в тот час, когда улицы покрыва­ются идущими в департамент, начинает он давать такие силь­ные и колючие щелчки без разбору по всем носам, что бедные чиновники решительно не знают, куда девать их. В это время, когда даже у занимающих высшие должности болит от морозу лоб и слезы выступают в глазах, бедные титулярные советники иногда бывают беззащитны. Все спасение состоит в том, чтобы в тощенькой шинелишке перебежать как можно скорее пять-­шесть улиц и потом натопаться хорошенько ногами в швейцар­ской, пока не оттают таким образом все замерзнувшие на доро­ге способности и дарованья к должностным отправлениям».

А так — вьюгу: «Он [Акакий Акакиевич] шел по вьюге, свистевшей в улицах, разинув рот, сбиваясь с тротуаров; ве­тер, по петербургскому обычаю, дул на него со всех четырех сторон, из всех переулков. Вмиг надуло ему в горло жабу, и добрался он домой, не в силах будучи сказать ни одного сло­ва; весь распух и слег в постель».

И вот еще зимний ветер: «Изредка мешал ему [значитель­ному лицу], однако же, порывистый ветер, который, выхва­тившись вдруг бог знает откуда и невесть от какой причины, так и резал в лицо, подбрасывая ему туда клочки снега, хлобу­ча, как парус, шинельный воротник или вдруг с неестествен­ною силою набрасывая ему его на голову и доставляя, таким образом, вечные хлопоты из него выкарабкиваться».

Зима, ветер, вьюга, мороз — все это символическое обо­значение отношения общества к «маленьким людям»: сначала их чувствует Акакий Акакиевич в старом капоте, но в послед­нем отрывке их действие примеривает на себя и «значитель­ное лицо», генерал, который обидел Башмачкина — все пото­му, что «маленький человек» мстит ему таким образом.

Опубликовано: 10.12.2018 Обновлено: 10.12.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × один =