Рассмотрите иллюстрации художников А. Бенуа, П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману А. С. Пушкина

Рассмотрите иллюстрации художников А. Бенуа, П. Соколова, С. Герасимова, Д. Шмаринова к роману А. С. Пушкина. Найдите в тексте и прочитайте эпизоды из романа, изображённые на рисунках. Какие черты характеров героев романа подчёркивают иллюстраторы?

Ответ

На иллюстрации П. Соколова «Савельич останавливает дуэль» изображён следующий момент: «Вдруг я услышал своё имя, громко произнесённое. Я оглянулся и увидел Савельича, сбегающего ко мне по нагорной тропинке… В это самое время меня сильно кольнуло в грудь пониже плеча…» На этой ил­люстрации Савельич полон испуга за своего господина и по­лон готовности заслонить его собой, совершенно не думая о том, что своим криком он отвлёк его внимание. Гринёв замер в полудвижении, недоумённо оглядываясь, а Швабрин, не по­терявший хладнокровия, сделал нацеленный выпад и тяжело его ранил.

На картине А. Бенуа «Капитанская дочка» изображены Маша Миронова и Пётр Гринёв. Маша расстроена и смущена, она опасается за здоровье возлюбленного, Гринёв же от радо­сти даже приподнялся в постели. «Ради Бога успокойтесь, -сказала она, отняв у меня свою руку. — Вы ещё в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня».

Художник С. Герасимов на картине «Гринёв и Маша Ми­ронова» отобразил следующий эпизод: «Она встретила меня на крыльце. «Что это с вами сделалось?- сказала она, увидев меня. — Как вы бледны!» — «Всё кончено!» — отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою оче­редь». На картине Маша внимательно читает письмо, Гринёв в досаде и тяжёлой нервной задумчивости смотрит в сторону.

Картина того же С. Герасимова «Капитанская дочка» ил­люстрирует следующие слова А.С. Пушкина: «Пугачёв сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке и важно подбочась. Около него стояло несколько из главных его товарищей, с видом притворного подобострастия». Гринёв только входит во «дворец», и Пугачёв ещё не успел узнать его. Его поза демонстрирует величие и значительность, глаза грозно устремлены на входящего. Его помощники сурово смотрят на офицера, окружая своего предводителя, один из них накло­нился и что-то говорит ему вполголоса.

Д. Шмаринов на картине «Капитанская дочка» запечатлел следующий фрагмент: «Надели мне на ноги цепи и заковали наглухо». Кузнец выполняет свою работу, ему всё равно, ви­новен или нет стоящий перед ним человек, он сосредоточенно возится с цепью. Гринёв, кажется, не совсем понимает, что с ним делают, он глядит на ноги. Губы его плотно сжаты, лицо выражает решимость. Солдат на заднем плане, отвернувшись, ждёт окончания процедуры.

В учебнике приведена ещё одна иллюстрация П. Соколова. «Императрица сидела за своим туалетом. Несколько придвор­ных окружали её и почтительно пропустили Марью Иванов­ну… Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы…». На Машу, упавшую на колени, обращены взоры придворных и самой Екатерины. На лице императрицы благосклонная улыбка, она протягивает письмо для отца Петра Гринёва.

Опубликовано: 29.10.2018 Обновлено: 29.10.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

одиннадцать − два =