Какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг

Узнайте, используя дополнительные источники информации, какие писатели и журналисты подверглись гонениям цензуры в 1830-1840-е гг. Подготовьте сообщение на эту тему.

Ответ

Цензура существовала в Российской империи и до правления Николая I, и после него. Однако именно при этом императоре её деятельность достигла наибольшего размаха, причём особо она усердствовала во время мрачного семилетия 1848-1855 годов. Особенно «отличился» в этот период так называемый Бутурлински комитет.

Данный комитет был назван так по фамилии своего председателя Дмитрия Петровича Бутурлина – боевого офицера и чиновника высокого ранга, сенатора, кроме того занимавшегося также и военной историей. Официально орган назывался Комитет для высшего надзора за духом и направлением печатаемых в России произведений и встал во главе цензурного ведомства империи.

В 1848-1849 годах по Европе пронеслась волна революций. Россия, всеми силами стремившаяся не допустить подобной ситуации на своей территории, чувствовала себя единственным островком стабильности в бушующем море или осаждённой крепостью. Предпринимались соответствующие меры. Теперь авторов гораздо чаще наказывали на написание неблагонадёжных произведений. Две жертвы таких гонений впоследствии стали наиболее известны в русской литературе.

Иваном Сергеевичем Тургеневым власти заинтересовались, видимо, ещё в связи с частыми его выездами за границу (с 1847 года он проводил там примерно столько же времени, сколько и на родине). Причём ездил совсем не в безобидные страны: в частности, был в Париже в разгар революции 1848 года. Ужасы тех дней на самом деле навсегда сделали писателя противником революций, но власти сделали другие выводы. Произведения молодого литератора также не отличались благонадёжность. Некролог на смерть Николая Васильевича Гоголя возможно, и не стал причиной наказания сам по себе, но переполнил чащу терпения: этого писателя тогда также не полностью одобряли, а Тургенев писал о Гоголе восторженно. Причём писатель не проявил осторожности, проигнорировав вполне недвусмысленное предупреждение. Цензурный комитет в Санкт-Петербурге просто не пустил некролог в печать, но не предпринял ничего против автора. Однако Тургенев вместо того, чтобы осознать опасность, отослал его в «Московские ведомости», где те были напечатаны.

В 1852 году писателя выслали в имение (незадолго до этого он получил богатое наследство). Пропустивший в печать выходившие как раз тогда «Записки охотника» князь Владимир Владимирович Львов был уволен с поста цензора Московского цензурного комитета без права на пенсию (правда, потом получил прощение, но без возвращение к деятельности цензора).

В ссылке Тургенев не пал духом. Он продолжал писать. В частности, именно в то время появился знаменитый рассказ «Му-му». Писатель жил хоть и вдалеке от столицы, но в собственной усадьбе, в созданном им самим мире и через 2 года получил прощение благодаря ходатайству графа Алексея Константиновича Толстого (также литератора, автора более половины произведений, вышедших под псевдонимом Козьмы Пруткова). Гораздо тяжелее переживал свою ссылку Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин.

В отличие от Тургенева, который к моменту опалы уже создал «Записки охотника» и являлся маститым литератором, Салтыков-Щедрин всего за несколько лет до ссылки закончил лицей, только начинал писательскую деятельности и сразу получил такой тяжёлый удар. Кроме того, он, в отличии от Тургенева, не был богат, жил за счёт должности, потому выслали его не в имение, а на новое место работы. В 1848 году он стал чиновником при Вятском губернском правлении.

Салтыков-Щедрин был гораздо более осторожен, чем Тургенев. В рассказе «Запутанное дело» он всего лишь выразил мысль, что в России не всё в порядке. За несколько месяцев до этого подобные взгляды ещё не считались вольнодумием. Но публикация рассказа (даже не написание) пришлось как раз на начало «мрачного семилетия» и писатель стал одной из первых жертв реакции на парижские революционные события.

Ссылку писатель позже вспоминал как сплошной кошмар. Он жил не просто далеко от столицы, но в волоките местных бумажных дел без конца и смысла, а также среди непролазности местных дорог, потому что часто вынужден был выезжать с инспекторскими поездками. Дороги русской глубинки запомнились ему особенно ярко. Все эти злоключения для писателя не смогли скрасить ни улучшения в личной жизни (именно в ссылке он встретил горячо любимую жену), ни основа для возможного карьерного роста в будущем (его женой стала дочь местного вице-губернатора. Именно впечатления от ссылки послужили материалом для «Истории одного города», да и большей части сатиры Салтыков-Щедрина.

Таким образом, правление Николая I, нельзя сравнивать, например, со сталинскими репрессиями: писатели не уничтожались физически. Тем не менее его правление, и особенно мрачное семилетие, нанесли культуре значительный удар.

Опубликовано: 29.10.2018
Обновлено: 29.10.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − три =