В. Г. Белинский так характеризовал трёх главных героев:
«…Взгляд очей его — молния, звук речей его — гром небесный, порыв гнева его — смерть и пытка; но сквозь всего этого, как молния сквозь тучи, проблескивает величие падшего… но сильного и благородного по природе своей духа…»
«Какая сильная, могучая натура! Её страсть — лава, её горесть тяжела и трудна… Вы видите, что любовь… — не шуточное дело, не простое волокитство, но страсть натуры сильной, души могучей. Вы понимаете, что для этого человека нет середины: или получить, или погибнуть!»
«…Это один из тех упругих и тяжёлых характеров, которые тихи и кротки только до тех пор, пока обстоятельства не расколыхают их, одна из тех железных натур, которые и обиды не стерпят и сдачи дадут… Есть души, лозунг которых — всё или ничего, которые не хотят запятнанного блаженства, раз потемнённой славы…»
К кому относится каждая характеристика? Совпадает ли она с авторским, народным и вашим отношением к героям? Подготовьте ответ-рассуждение на эту тему, обоснуйте свои выводы, подтвердите их цитатами из текста поэмы.
Ответ
Первая характеристика В.Г. Белинского относится к царю Ивану Васильевичу, вторая — к Кирибеевичу, третья — к Степану Парамоновичу.
Мы не можем выделить в «Песне…» признаки, по которым можно судить об авторском отношении к героям: Лермонтов воссоздаёт стиль народной исторической песни, и повествование ведётся от имени гусляров. Гусляры — исполнители песен — воссоздаются автором как носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами они говорят о своей задаче — каждому «правдою и честью» воздать. Лишь одна реплика гусляров как бы комментирует события за кадром:
— Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
Рассказывая о гибели опричника, гусляры поют:
И опричник молодой застонал слегка,
Закачался, упал замертво;
Повалился он на холодный снег,
На холодный снег, будто сосенка,
Будто сосенка, во сыром бору
Под смолистый под корень подрубленная.
Такие сравнения воспринимаются нами как выражение сочувствия гусляров удалому Кирибеевичу, но всё-таки чувствуем, что симпатии гусляров на стороне купца Калашникова. Мы проникаемся этим настроением, читая сцену прощания купца со своими братьями, сцену казни и рассказ о могиле удалого купца Калашникова.
Мы восхищаемся глубоким проникновением автора в характер народной песни, восхищаемся цельными образами героев и точно схваченным характером эпохи.