Перескажите эпизоды повести, наиболее важные для характеристики Остапа, Андрия, Тараса Бульбы — на выбор. Подумайте над вопросом: каково авторское отношение к каждому герою? Дайте характеристику героям (внешность, характер, поступки). Вам помогут в подготовке и небольшая статья, и план характеристики.
Ответ
Остап
Остап — старший сын Тараса Бульбы. В начале повести автор даёт общий портрет обоих братьев: «Это были два дюжие молодца, ещё смотревшие исподлобья, как недавно выпущенные семинаристы. Крепкие, здоровые лица их были покрыты первым пухом волос, которого ещё не касалась бритва. Они были очень смущены приёмом отца и стояли неподвижно, потупив глаза».
Только в самом начале повести мы видим двух братьев похожими друг на друга. Уже с первых слов диалога мы замечаем разницу в характере сыновей: Остап, оскорблённый словами отца, принимается бороться с отцом, а Андрий не принимает отцовского вызова.
Рассказывая о жизни двух братьев в бурсе, повествователь даёт прямую характеристику Остапа: «Старший, Остап, начал с того своё поприще, что в первый год ещё бежал. Его возвратили, высекли страшно и засадили за книгу. Четыре раза закапывал он свой букварь в землю, и четыре раза, отодравши его бесчеловечно, покупали ему новый. Но, без сомнения, он повторил бы и в пятый, если бы отец не дал ему торжественного обещания продержать его в монастырских служках целые двадцать лет и не поклялся наперёд, что он не увидит Запорожья вовеки, если не выучится в академии всем наукам». После этого Остап начал заниматься «с необыкновенным старанием» и «скоро стал наряду с лучшими».
Гоголь пишет: «Остап считался всегда одним из лучших товарищей. Он редко предводительствовал другими в дерзких предприятиях — обобрать чужой сад или огород, но зато он был всегда одним из первых, приходивших под знамёна предприимчивого бурсака, и никогда, ни в каком случае, не выдавал своих товарищей. Никакие плети и розги не могли заставить его это сделать. Он был суров к другим побуждениям, кроме войны и разгульной пирушки; по крайней мере никогда почти о другом не думал. Он был прямодушен с равными. Он имел доброту в таком виде, в каком она могла только существовать при таком характере в тогдашнее время. Он душевно был тронуr слезами бедной матери, и это одно только его смущало и заставляло задумчиво опустить голову».Уже на второй день после возвращения из бурсы Тарас решается везти детей в Запорожье. Отец выбрал для детей лучшее убранство: «Бурсаки вдруг преобразились: на них явились, вместо прежних запачканных сапогов, сафьянные красные, с серебряными подковами; шаровары, шириною с Чёрное море, с тысячью складок и со сборами, перетянулись золотым очкуром; к очкуру прицеплены были длинные ремешки, с кистями и прочими побрякушками, для трубки. Казакин алого цвета, сукна яркого, как огонь, опоясался узорчатым поясом; чеканные турецкие пистолеты были задвинуты за пояс; сабля брякала по ногам их. Их лица, ещё мало загоревшие, казалось, похорошели и побелели; молодые чёрные усы теперь как-то ярче оттеняли белизну их и здоровый, мощный цвет юности; они были хороши под чёрными бараньими шапками с золотым верхом».
В таком виде Остап и Андрий появились на Сечи. Остап вскоре показал себя удалью и удачливостью во всём. И Остап, и Андрий «бойко и прямо стреляли в цель, переплывали Днепр против течения — дело, за которое новичок принимался торжественно в казацкие круги». Но Тарасу такая жизнь была не по нутру. Он готовился поднять казаков на серьёзное дело. Вскоре стало известно о казни гетьмана и полковников, и казаки отправились в поход на Польшу. В этом походе сыновья Тараса были одними из первых. Остап проявил себя как опытный и мужественный воин: «Остапу, казалось, был на роду написан битвенный путь и трудное знанье вершить ратные дела. Ни разу не растерявшись и не смутившись ни от какого случая, с хладнокровием, почти неестественным для двадцатидвухлетнего. он в один миг мог вымерить всю опасность и всё положение дела, тут же мог найти средства, как уклониться от неё, но уклониться с тем, чтобы потом верней преодолеть её. Уже испытанной уверенностью стали теперь означаться его движения, и в них не могли не быть заметны наклонности будущего вождя. Крепкое слышалось в его теле, и рыцарские его качества уже приобрели широкую силу качеств льва».В первом бою под городом Дубно Остап накинул верёвку на шею хорунжему, убившему атамана Уманского куреня Бородатого, и созвал всех казаков-уманцев, чтобы воздать честь погибшему атаману и выбрать нового. Гоголь так описывает эти выборы: «Наконец сказали: «Да на что совещаться? Лучше не можно поставить в куренные никого, кроме Бульбенка Остапа. Он, правда, младший всех нас, но разум у него, как у старого человека». Остап, сняв шапку, всех поблагодарил козаков-товарищей за честь, не стал отговариваться ни молодостью, ни молодым разумом, зная, что время военное и не до того теперь, а тут же повёл их прямо на кучу и уж показал им всем, что недаром выбрали его в атаманы».
Остап показал себя мудрым и предусмотрительным атаманом: когда поляки отступили к городу, он не дал запорожцам погнаться за ними, чтобы избежать опасности быть засыпанным камнями со стен. Тарас увидел своего сына в заломленной набекрень шапке, с атаманской палицей в руке, и его охватила гордость за такого сына.
Во второй битве под стенами Дубно, когда половина казаков ушла выручать своих товарищей, взятых в плен татарами, Остап успел выбить фитили у шести пушкарей из десяти, и четыре пушки нанесли гораздо меньший урон, чем если бы ударило десять пушек. В нужный момент он ударил из засады: «Не выдержали сильного напора ляхи, а он их гнал и нагнал прямо на место, где были убиты в землю копья и обломки копьев». Остап, новый атаман, вёл войско в бой так, «как бы и старый».
Но подоспела подмога полякам, и на Остапа накинулось множество неприятелей: «…вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом». Остап был взят в плен, его ожидала страшная казнь.
Когда-то в бурсе Остап первый шёл принять наказание и никогда не выдавал своих товарищей. В страшный день казни Остап своим видом, «тихой горделивостью» внушал мужество своим товарищам. «Ему первому приходилось выпить эту тяжёлую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнёс громко: «Дай же, Боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!» После этого он приблизился к эшафоту».
Все муки вынес Остап молча, «как исполин», и лишь перед самой смертью вырвалось у него: «Батько! где ты? Слышишь ли ты?»
Остап — истинный сын своего отца, и только о нём печалился Тарас Бульба, когда горевал на Сечи, и только по Остапу справлял Бульба кровавые поминки.
Целью жизни Остапа было стать запорожцем, и он достиг её, сделавшись атаманом Уманского куреня и умерев с гордыми словами за родину и христианскую веру.
Андрий
Андрий — младший сын Тараса Бульбы. Уже в первой сцене — сцене встречи отца с сыновьями — мы видим различие между двумя братьями: Остап начинает бороться с отцом, а Андрий не отвечает на отцовские слова. Мать инстинктивно тянется к младшему сыну и обнимает его. Тарас замечает это, бросая едкое: «Э, да ты мазунчик, как я вижу!» Описывая путь Тараса и его сыновей на Сечь, рассказчик повествует о жизни братьев в Киеве и даёт прямую характеристику Андрию: «Меньшой брат его, Андрий имел чувства несколько живее и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжёлый и сильный характер. Он был более изобретателен, нежели его брат; чаще являлся предводителем довольно опасного предприятия и иногда, с помощью изобретательного ума своего, умел увёртываться от наказания, тогда как брат его Остап, отложивши всякое попечение, скидал с себя свитку и ложился на пол, вовсе не думая просить о помиловании. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам».
Андрий любил гулять по городу, разглядывая дома и людей. Однажды он увидел красавицу, дочь ковенского воеводы, и полюбил её. Обладая вспыльчивым характером, он тотчас же решил увидеть её снова, ночью влез к ней в спальню. Молодым бурсаком овладела робость: он стоял, «потупив глаза и не смея от робости поворотить рукой». Пленная татарка, служанка красавицы, вывела Андрия из дома. Об этой встрече вспоминал он по дороге на Сечь.
Во время похода на Польшу в Андрии проявились его вспыльчивость и безрассудная храбрость: «Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах всё мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несётся, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске и в собственном жару, нанося всем удары и не слыша нанесённых. И не раз дивился старый Тарас, видя, как Андрий, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях».
Когда войско запорожцев осадило город Дубно, Андрий заметно заскучал. Тарас убеждал его терпеть, но «не сойтись пылкому юноше со старцем».
В одну из ночей, когда Андрию не спалось, он увидел над собой татарку, служанку прекрасной панночки, и узнал, что она находится в осаждённом городе и голодает, как и все жители.
Чувства проснулись в душе Андрия. Он расспрашивает татарку «шёпотом, почти задыхающимся и прерывающимся всякую минуту от внутреннего волнения». Как вспыхивал в нём боевой пыл во время битвы, так и сейчас «много всяких чувств пробудилось и вспыхнуло в молодой груди козака». Андрий взял для панночки столько хлебов, сколько смог унести, и пошёл с татаркой по подземному ходу. В осаждённом городе Андрий услышал не «очаровательную музыку пуль и мечей», и бешеный крик голодного человека: «Хлеба!» «Движимый состраданием, он швырнул ему один хлеб, на который тот бросился, подобно бешеной собаке, изгрыз, искусал его и тут же на улице в страшных судорогах испустил дух от долгой отвычки принимать пищу. Почти на каждом шагу поражали их страшные жертвы голода». Андрий словно увидел изнанку войны.
Автор не называет нам те чувства, которые пробудились в душе Андрия, но мы можем предположить, что всё то, что казалось для него ценным ранее, потеряло свой смысл и ценность при виде страданий любимой женщины: «Бросила прочь она от себя платок, отдёрнула налезавшие на очи волосы косы своей и вся разлилась в жалостных речах, выговаривая их тихим-тихим голосом».
Тарас Бульба говорит, что он защищает христианскую веру. Но именно Андрий предстаёт перед нами христианином, проникшимся состраданием к несчастным. Не ведавший, что такое горе, он сталкивается с человеческим горем в самом страшном его виде, и это потрясение заставляет его на первое место в системе своих ценностей поставить любовь. Но он сын своего времени и не может ощущать любовь вне образа конкретного человека. Для него воплощением любви становится прекрасная ванночка: «Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для неё всего. Отчизна моя — ты! Вот моя отчизна! И понесу я отчизну сию в сердце моём, понесу её, пока не станет моего веку, и посмотрю, пусть кто-нибудь из козаков вырвет её оттуда!»
В «Тарасе Бульбе» Гоголь создаёт образ повествователя, от имени которого даётся оценка событиям и поступкам. Точки зрения автора и повествователя часто не совпадают: повествователь в этом произведении — это человек, представляющий народную традицию, автор — художник, глубоко исповедующий христианскую веру не во внешних его проявлениях, а в её подлинно духовном варианте. Для Тараса Бульбы и повествователя православная вера — средство национального самоопределения, отличия украинцев от католической Польши. Для Гоголя христианство ценно именно проповедью любви к каждому человеку. Знаменитые риторические восклицания в повести не воплощают авторскую позицию — они звучат от имени повествователя: «И погиб козак! Пропал для всего козацкоrо рыцарства: не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви Божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать её. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чупрыны и проклянёт и день, и час, в который породил на позор себе такого сына».
Когда Андрий вылетает на коне из ворот Дубно во время гусарской атаки, Тарас приходит в ярость. Андрия же вновь охватил пыл сражения: «Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; ничего не видел он…» Козаки заманили Андрия к лесу, и там повод его коня схватила чья-то сильная рука: «Оглянулся Андрий: перед ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен…»
Автор описывает нам состояние человека, в душе которого столкнулись два противоположных понимания смысла жизни. Андрий находится в глубоком душевном кризисе, который лишает его способности оценивать обстановку и принимать решения. Две правды столкнулись в его душе, и Андрий не мог разрешить для себя страшного вопроса: «Андрий был безответен»; «Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом». Тарас убивает своего сына и долго смотрит «на бездыханный труп» Андрия, который «был и мёртвый прекрасен».
Образ Андрия помогает нам понять сложность внутреннего мира людей и противоречивый характер эпохи, о которой рассказал нам Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба».
Тарас Бульба
Тарас Бульба — главный герой одноимённой повести Н.В. Гоголя, который так описывает Тараса: «Бульба вскочил на своего Чёрта, который бешено отшатнулся, почувствовав на себе двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно тяжёл и толст». Он козак, но не простой козак, а полковник: «Тарас был один из числа коренных, старых полковников: весь был он создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой своего нрава. Тогда влияние Польши начинало уже оказываться на русском дворянстве. Многие перенимали уже польские обычаи, заводили роскошь, великолепные прислуги, соколов, ловчих, обеды, дворы. Тарасу было это не по сердцу. Он любил простую жизнь казаков и перессорился с теми из своих товарищей, которые были наклонны к варшавской стороне, называя их холопьями польских панов. Неугомонный вечно, он считал себя законным защитником православия».
В начале повести мы встречаем его на собственном хуторе, где он живёт в собственном доме с женой и слугами. Дом его простой, убранный «во вкусе того времени». Однако большую часть своей жизни Тарас Бульба проводит на Сечи или в военных походах на турок и поляков. Жену он называет словом «стара» и с презрением относится ко всяким проявлениям чувств, кроме храбрости и удали. Он говорит сыновьям: «Ваша нежба — чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! Видите вот эту саблю! вот ваша матерь!»
Тарас Бульба чувствует себя вольным казаком и ведёт себя так, как диктуют ему представления о вольной жизни: напившись, бьёт в доме посуду; не подумав о жене, решает на следующий же день после прибытия сыновей везти их на Сечь; по своему желанию без нужды начинает подбивать казаков на поход.
Главные ценности в его жизни — это борьба за христианскую веру и товарищество, самая высшая оценка — «добрый козак». Своё отношение к сыновьям он выстраивает на этой основе: действиями Остапа, избранного куренным атаманом, он восхищается, а предавшего козаков Андрия убивает.
Козаки ценят Тараса, уважают его как полководца и после разделения казацкого войска выбирают его «наказным атаманом». Ярче всего проявляется характер и взгляды Тараса, когда он перед боем говорит речь о товариществе, когда ободряет казаков на битву и спешит на помощь своему сыну Остапу. В трагический момент казни Остапа он находит возможность помочь ему, поднять его дух, ответив ему: «Слышу!» И тогда, когда поляки решают сжечь его, он пытается помочь своим выбравшимся из окружения товарищам, крича, чтобы они брали челны и спаслись от погони.
Рассказывая о жизни и гибели Тараса Бульбы, автор раскрывает главную свою мысль: такие люди отстояли независимость русской земли, и главной их силой была любовь к своей земле и вера в товарищество, братство козаков.
ооооооооооооооооооооооооооооооооооооо………………………………..спасибо