Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?
Ответ
Пир в царских палатах
В царских палатах стоит большой стол, во главе которого сидит Иван Васильевич. Позади него стоят стольники. По бокам стола сидят опричники, напротив царя бояре да князья. Гости пьют из кубков дорогие вина и едят из золочёной посуды. Только один опричник, Кирибеевич, сидит задумавшись, опустив голову себе на грудь. Царь заметил это, нахмурился, стукнул палкой с железным наконечником об пол и пробил дубовый нол на полчетверти. Но Кирибеевич задумался настолько глубоко, что не заметил всего этого. Тогда царь спросил, какую думу затаил его слуга.
Певцы-гусляры, от имени которых ведётся этот рассказ, описывают царя таким, каким должен быть царь в народных представлениях: могучим, грозным и в то же время милостивым. Они сравнивают царя с солнцем красным:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Царь во гневе сравнивается с ястребом:
Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…
Когда Кирибеевич рассказывает о своей любви, от которой он «сам не свой», то царь сменяет гнев на милость: он жалует своему слуге перстень яхонтовый и жемчужное ожерелье, чтобы послать их в подарок Алёне Дмитревне.
Кирибеевич не сказал царю, что Алёна Дмитревна — жена молодого купца Калашникова. В Библии сказано, что человек, возжелавший жены ближнего своего, совершает тяжкий грех. Иван Васильевич строго соблюдал православные законы и обычаи, он бы не одобрил любви своего слуги к замужней женщине.
Кирибеевич сказал царю правду, да не всю: он скрыл самое главное.
Кулачный бой на Москве-реке
На льду Москвы-реки собирался народ посмотреть на кулачные бои. Царь тоже приехал посмотреть на такую потеху. Место охотницкого, то есть добровольного боя огородили цепью в 25 сажень. Царь велел кликать клич, вызывать из толпы охотников, обещая победителю царскую награду. На бой вышел удалой Кирибеевич. Он ведёт себя как боец, привыкший побеждать. Нет охотников, которые бы желали сразиться с таким сильным бойцом. Кирибеевич посмеивается над толпой.
Из толпы выходит Калашников и кланяется царю, святым церквям и всему народу русскому: так обычно кланялись, прося прощения у всех людей и прощаясь с ними перед смертью. Калашников предстаёт перед нами русским богатырём:
Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.
Кирибеевич ещё не знает, кто стоит перед ним, не ведает, что потешный бой для него превращается в смертную битву. Он свысока спрашивает у охотника, какого он роду-племени. Калашников прямо отвечает опричнику, кто он такой и почему вышел на бой с царским любимцем: купец вышел защищать честь своей семьи. Опричник понял, что его ждёт, но отказаться от боя он уже не может: царь и народ смотрят на него, и в случает отказа придётся объяснять причину:
И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…
Карибеевич первый ударил Калашникова, но купец не просто бился — он защищал правду: «Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!» Калашников ударил противника в висок, и опричник упал замертво.
Царь прогневался, что убили его лучшего бойца, и спросил Степана Парамоновича, «вольной волею или нехотя» он убил насмерть царского опрични1<а. Калашников вышел защищать правду и честь своей семьи, он не мог и не хотел солгать перед царём, потому что в сознании людей того времени царская власть отождествлялась с властью божественной. Это подчёркнуто в обращении Калашникова к Ивану Грозному: «Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею ... » Калашников не называет царю причины своего поступка, говоря, что скажет об этом «только Богу единому».
Царь Иван Васильевич поступает согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство он приговаривает Калашникова к смерти, но в то же время жалует его семью:
Молодую жену и сирот твоих
Из казны моей я пожалую,
Твоим братьям велю от сего же дня
По всему царству русскому широкому
Торговать безданно, беспошлинно.
Таким образом, царь как бы выплачивает компенсацию вдове купца и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Само распоряжение нарядить палача и звонить в большой колокол во время казни означало, как это ни парадоксально с современной точки зрения, именно царскую милость. Выражение «позорная смерть» не означало смерти постыдной: «позорная» - значит прилюдная.