Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя

Нарисуйте устно картины пира в царских палатах и кулачного боя. Какими предстают в этих эпизодах царь, Кирибеевич, Калашников?

Ответ

Пир в царских палатах

В царских палатах стоит большой стол, во главе которого сидит Иван Васильевич. Позади него стоят стольники. По бокам стола сидят опричники, напротив царя бояре да князья. Гости пьют из кубков дорогие вина и едят из золочёной посу­ды. Только один опричник, Кирибеевич, сидит задумавшись, опустив голову себе на грудь. Царь заметил это, нахмурился, стукнул палкой с железным наконечником об пол и пробил дубовый нол на полчетверти. Но Кирибеевич задумался на­столько глубоко, что не заметил всего этого. Тогда царь спро­сил, какую думу затаил его слуга.

Певцы-гусляры, от имени которых ведётся этот рассказ, описывают царя таким, каким должен быть царь в народных представлениях: могучим, грозным и в то же время милости­вым. Они сравнивают царя с солнцем красным:

Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.

Царь во гневе сравнивается с ястребом:

Вот нахмурил царь брови чёрные
И навёл на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…

Когда Кирибеевич рассказывает о своей любви, от которой он «сам не свой», то царь сменяет гнев на милость: он жалует своему слуге перстень яхонтовый и жемчужное ожерелье, чтобы послать их в подарок Алёне Дмитревне.
Кирибеевич не сказал царю, что Алёна Дмитревна — жена молодого купца Калашникова. В Библии сказано, что человек, возжелавший жены ближнего своего, совершает тяжкий грех. Иван Васильевич строго соблюдал православные законы и обычаи, он бы не одобрил любви своего слуги к замужней женщине.

Кирибеевич сказал царю правду, да не всю: он скрыл самое главное.

Кулачный бой на Москве-реке

На льду Москвы-реки собирался народ посмотреть на ку­лачные бои. Царь тоже приехал посмотреть на такую потеху. Место охотницкого, то есть добровольного боя огородили цепью в 25 сажень. Царь велел кликать клич, вызывать из тол­пы охотников, обещая победителю царскую награду. На бой вышел удалой Кирибеевич. Он ведёт себя как боец, привык­ший побеждать. Нет охотников, которые бы желали сразиться с таким сильным бойцом. Кирибеевич посмеивается над тол­пой.

Из толпы выходит Калашников и кланяется царю, святым церквям и всему народу русскому: так обычно кланялись, прося прощения у всех людей и прощаясь с ними перед смер­тью. Калашников предстаёт перед нами русским богатырём:

Горят очи его соколиные,
На опричника смотрят пристально.
Супротив него он становится,
Боевые рукавицы натягивает,
Могутные плечи распрямливает
Да кудряву бороду поглаживает.

Кирибеевич ещё не знает, кто стоит перед ним, не ведает, что потешный бой для него превращается в смертную битву. Он свысока спрашивает у охотника, какого он роду-племени. Калашников прямо отвечает опричнику, кто он такой и почему вышел на бой с царским любимцем: купец вышел защи­щать честь своей семьи. Опричник понял, что его ждёт, но отказаться от боя он уже не может: царь и народ смотрят на него, и в случает отказа придётся объяснять причину:

И услышав то, Кирибеевич
Побледнел в лице, как осенний снег:
Бойки очи его затуманились,
Между сильных плеч пробежал мороз,
На раскрытых устах слово замерло…

Карибеевич первый ударил Калашникова, но купец не про­сто бился — он защищал правду: «Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!» Калашников ударил противника в висок, и опричник упал замертво.
Царь прогневался, что убили его лучшего бойца, и спросил Степана Парамоновича, «вольной волею или нехотя» он убил насмерть царского опрични1<а. Калашников вышел защищать правду и честь своей семьи, он не мог и не хотел солгать перед царём, потому что в сознании людей того времени цар­ская власть отождествлялась с властью божественной. Это подчёркнуто в обращении Калашникова к Ивану Грозному: «Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной во­лею ... » Калашников не называет царю причины своего по­ступка, говоря, что скажет об этом «только Богу единому». Царь Иван Васильевич поступает согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство он приговаривает Калашникова к смерти, но в то же время жалует его семью: Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно. Таким образом, царь как бы выплачивает компенсацию вдове купца и освобождает его братьев от уплаты налогов в царскую казну. Само распоряжение нарядить палача и звонить в большой колокол во время казни означало, как это ни пара­доксально с современной точки зрения, именно царскую ми­лость. Выражение «позорная смерть» не означало смерти по­стыдной: «позорная» - значит прилюдная.

Опубликовано: 23.10.2018
Обновлено: 23.10.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × четыре =