Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» «смиряется души тревога» у поэта

Когда и почему в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…» «смиряется души тревога» у поэта? Что делает его счастли­вым?

Ответ

Это стихотворение носит элегический и в то же время фи­лософский характер, призывает нас задуматься над тем, что такое гармония в природе. В произведении изображён не еди­ный пейзаж, но взяты самые яркие, характерные приметы раз­личных проявлений природы в разное время года: для весны это — «ландыш серебристый», «свежий лес», для лета — «желтеющая нива», для начала осени — «малиновая слива».

Поэт словно собирает в стихотворении букет самых ярких своих впечатлений от общения с природой: это и прогулка по лесу, и любование волнами желтеющей нивы в широком поле, и спуск в глубокий овраг, по дну которого играет «студёный ключ». Мы видим, что поэт общается с природой и ранним утром ( «утра в час златой»), и «румяным вечером», и в жаркий полдень, когда даже слива прячется «под тенью сладостной зелёного листка».

Встречи поэта с природой пробуждают в нём чувства, ко­торые он передаёт своим читателям с помощью цветовой гам­мы: нива жёлтая, лес свежий, то есть ярко зелёный, вечер ру­мяный (розовый), утро златое, ландыш серебристый. В овраге, где течёт студёный ключ, царит полумрак, который погружает «мысль в какой-то смутный сон».

Все шестнадцать строк стихотворения представляют собой одно сложноподчинённое предложение. Три строфы начина­ются с союза «когда», и мы с каждой строфой всё напряжён­нее ожидаем, что же будет после всех этих «когда». Первые три строфы — это придаточные обстоятельственные, четвёр­тая строфа является блоком простых предложений, она и отражает главную мысль стихотворения: общение с приро­дой, погружение в её гармонию помогает поэту разрешить свои внутренние противоречия, смирить душевную тревогу, постичь, в . чём состоит счастье жизни на земле. Гармо­ния природы помогает поэту постичь божественную гармо­нию.

Стихотворение начинается просто, но постепенно введение слов высокого стиля делает характер стихотворения всё более напряжённым и торжественным: «под тенью сладостной» (1-я строфа); «утра в час златой» (2-я строфа); «студёный ключ», «погружая мысль», «таинственную сагу» (3-я строфа). Как апофеоз, мы читаем заключительную строфу:

… Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога

На протяжении всего стихотворения звучит шестистопный ямб с пиррихиями, но последняя, итоговая строка состоит все­го из четырёх стоп, что помогает интонационно завершить стихотворение, показывая читателю, что именно в этой строке заключён главный смысл произведения.

Три стихотворения — «Молитва», «Ангел» и «Когда вол­нуется желтеющая нива…» — дополняют и объясняют друг друга, показывают нам обращённость поэта к поискам высшей силы и роли её в земной жизни человека.

Опубликовано: 23.10.2018 Обновлено: 23.10.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 2 =