Понаблюдайте, как создана история листка, его образ и образ чинары. Выберите из текста глаголы, и в вашем сознании восстановится вся история листка («оторвался», «укатился», «засох», «увял», «докатился», «прижался», «молит приюта», «до срока созрел») и чинары («цвету», «блистаю», «раскинула ветви»). Какой же образ листка и чинары создается в стихотворении?
Можно ли сказать, что листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, состояние души и даже переживания, трагедию целого поколения, «до срока созревшего»? Как вы понимаете выражение «до срока созревший»?
Ответ
В стихотворении Лермонтова «Листок» мы видим два замечательных образа, созданных воображением поэта. Это дубовый листок, который был сорван с дерева, который засох и завял, но докатился до Черного моря. И это молодая цветущая чинара, которая росла на берегу моря.
Листок — бедный странник, ищущий приюта, а чинара — гордая, неприступная, возможно, слегка эгоистичная. Ей чужд невзрачный, скитающийся по свету, листок.
Это стихотворение может описывать и скитания самого поэта, который долгое время провел на чужбине, но не нашел там покоя и счастья, и чужие красоты, хотя и пленяли его взор, не стали для него милее красот родины.
Но я бы не стала сравнивать страдания листка в одноименном стихотворении Лермонтова с трагедией целого поколения. Скорее всего ничего подобного поэт вовсе не имел ввиду. Он действительно рассказал трогательную историю, мораль которой в том, что потеряв родину, никто не сможет найти свое счастье на чужбине. Но даже с его судьбой здесь мало общего, хоть Лермонтов и провел много времени по долгу службы на Кавказе.
Листок оторвался от дуба, и хотел чтобы его приютила чинара, но конечно той он оказался так же не нужен, как и родному дубу.