Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в

Назовите национальности и народности, входящие в состав Российской империи в первой половине XIX в., которые упоминаются в параграфе. Подготовьте сообщение об одном из народов Российской империи.

Ответ

В параграфе упомянуты: поляки, евреи, финны, шведы, богары, греки, гагаузы, сербы, немцы, украинцы, эстонцы, латыши, армяне, осетины, курды, таты, грузины, абхазы, абазины, кабардинцы, черкесы, адыгейцы, шапсуги, чеченцы, ингуши, аварцы, лакцы, даргинцы, табасараны, лезгины, агулы, рутульцы, цахуры, кумыки, ногайцы, карачаевцы, балкарцы, азербайджанцы, мансы, ненцы, энцы, селькупы, тунгусы (эвенки), чукчи, юкагиры, якуты, койбалы, качинцы, белтиры, сагайцы, кызыльцы, хакасцы, буряты, татары, алтайцы, шорцы, коряки.

Поляки (народ Российской империи)

Сегодня очень часто под народом подразумевают крестьян, как ниболее консервативый слой, сохранивший больше всего черт первоначальной культуры. Но не крестьяне в Польше мечтали о независимости Речи Посполитой, с радостью вступали в армию Наполеона, надеясь, что он вернёт эту самую независимость, не они в Российской империи до конца её существования считались патологическими смутьянами. Всё это описание шляхты (которую после присоединения к России отождествили с дворянством). Она имела своё особое самосознание и культуру, которая в то время и была характеристикой нации.

Примерно в XV веке сложилась легенда, согласно которой дикое, но доблестное племя сарматов завоевало не умевшие сражаться, инертные народы на землях, которые позже объединились в Речь Посполитую. Сарматы стали там правящим сословием – шляхтой, а местные покорённые жители – простым народом. Во многом этих обосновывалось крепостное право – по праву завоевания победители обратили в рабство побеждённых.

Несмотря на то, что шляхтичи в России были признаны дворянами, это сословие было гораздо более многочисленным. В среднем по стране они составляли 8-10% населения, а на Подляшье (в районе современного Белостока) – 25%. Благодаря этому сарматы действительно представляли из себя целый народ, потому что делились на многочисленные имущественные слои – от магнатов, чьи земли превышали владения иных европейских монархов, до застянковой шляхты, чьи владения порой не достигали размера наделов иных русских крестьян.

Каждый мужчина-сармат должен был быть, прежде всего, воином, а также галантным кавалером. Он обязан был постоянно оставаться готовым к войне (а в XVII-XVIII веках значительная часть жизни многих шляхтичей действительно проходила в войнах внешних или междоусобных) и смерть в битве считалась самой почётной. Достойным занятием вне войн считались охота, а также национальный танец полонез. Сарматка призвана была оставаться хранительницей дома, которая поддерживает его, пока хозяин воюет вдалеке, а в случае чего может организовать челядь, чтобы дать отпор недругам.

Со второй половины XVII века другой характерной чертой сармата становиться католицизм. Добрый шляхтич за очень редким исключением обязан был быть добрым католиком. В идеал обязательно входила молитва воинов перед битвой и молитва женщин за своих мужчин на войне. Но при этом католицизм имел местный колорит. Собрание апостолов часто напоминало сеймик шляхты, через святых воспевались те же шляхетские доблести.

Шляхтич обладал гонором. Это понятие было чем-то похоже на европейскую дворянскую честь, но не тождественно ей. Чтобы сохранить гонор также требовалось избегать недостойных поступков, не спускать оскорблений, но, например, не было разработанных правил поединков, вроде европейского дуэльного кодекса. Человеком без гонора считался также человек занимавшийся недостойным трудом. К таковому относились, прежде всего, сельское хозяйство и ремесло.

В самом национальном характере сарматизма заложен республиканизм. Все шляхтичи были формально равны между собой – и богатейший магнат, и бедный застянковый шляхтич считались панами-братьями. В Речи Посполитой не существовало феодальных титулов (вроде князей, графов). Некоторые магнаты их носили, но получали их за границей, чаще всего – в Священной Римской империи германской нации. Но при этом шляхта чётко отделяла себя от простолюдинов. Равенство и права были только для сарматов, остальные потомки покорённых должны были знать своё место.

Собственную страну шляхта считала лучшей в мире и уникальной, отличной как от деспотичного востока, так и от абсолютисткой Европы. Потому она так сокрушалась о потере Речью Посполитой независимости и столь отчаянно пыталась её вернуть.

Национальный костюм сарматизма отчасти напоминал русский допетровский. Он состоял из сапог, шаровар (широких в бёдрах штанов), подпоясанного кунтуша (длинного кафтана) и шапки с меховыми отворотами. Особым предметом гордости являлся пояс. Он был широким, богато украшенным. И длинным – обматывался вокруг тела несколько раз. Одними из самых ценными были пояса, сделанные на Слуцкой мануфактуре – они и сегодня остаются гордостью тех музеев, которым посчастливилось ими обладать. Костюм дополнялся саблей.

Опубликовано: 27.09.2018
Обновлено: 27.09.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

восемь + 15 =