Читателю всегда интересно отношение автора к своим произведениям. Так, в письме к А. Бестужеву А. С. Пушкин пишет: «Тебе, кажется, «Олег» не нравится; напрасно. Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Как бы вы оценили в собственном отзыве «Песнь о вещем Олеге» Пушкина?
Во многих случаях Пушкин обыгрывает прощание с конём драматургически (как в пьесе, в фильме), указывая на жесты, позу, поведение, состояние, настроение. Приведите примеры.
Ответ
«Песнь о вещем Олеге» — это замечательное произведение Пушкина, сюжет которого навеян обращением к материалу древнерусских летописей. Однако летописец повествует о событии очень кратко, не высказывая по этому поводу никаких суждений и эмоций. Он строго фиксирует известные ему факты. Содержание пушкинского произведения не ограничивается передачей летописного сюжета: оно включает в себя размышления о пределах княжеской власти, о божественном происхождении дара пророчества, о противостоянии человеческой воли и судьбы. «Песнь о вещем Олеге» — не просто пересказ летописного сюжета, а самостоятельное произведения, которое несёт в себе глубокие мысли и поднимает историю о смерти князя от змеи, выползшей из черепа любимого коня, до общечеловеческого уровня.
А.С. Пушкин подробно описывает прощание князя с конём:
Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на семо,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.
Второе прощание с конём происходит тогда, когда князь приезжает на берег Днепра, где лежат кости коня:
Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!…»
Олег не просто произносит определённые слова, но сопровождает их действиями. Опираясь на эти описания, мы можем легко представить себе картину происходящего.