Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памят­ников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы

Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памят­ников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушки­на» (на выбор).

Ответ

Портреты поэта

Наиболее известны два портрета Александра Сергеевича Пушкина, написанные в 1827 году, после возвращения Пуш­кина из михайловской ссылки. Автор первого портрета — Василий Андреевич Тропинин. Он изобразил национального русского поэта в халате: противопоставляя халат мундиру, художник тем самым подчеркнул независимость Пушкина. На портрете Тропинина халат уподоблен торжественной то­ге. Выражение лица передаёт сложное душевное состояние поэта.

В учебнике-хрестоматии помещён фрагмент второго порт­рета, автор которого Орест Адамович Кипренский изобразил поэта в светской одежде, но с шотландским пледом через пле­чо. У Кипренского мы видим светский облик поэта, но в то же время одухотворённое лицо, задумчивые и в то же время уст­ремлённые вдаль глаза говорят нам, что мы видим истинного поэта.

Памятник А.С. Пушкину на Тверской в Москве

Памятник Пушкину в Москве был открыт в 1880 году. Соз­дал его скульптор Александр Михайлович Опекушин.

В 1859 году, когда крепостному Александру Опекушину пошёл двадцать второй год, владелец скульптурной мастерской академик скульптуры Давид Иванович Иенсен помог ему вы­купиться на волю, заплатив помещице 500 рублей. Опекушин стал свободным человеком. Он сумел поступить в Академию художеств, закончил её и начал работать в собственной мастер­ской.

В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный кон­курс на создание памятника Пушкину. В те времена памятни­ки ставили редко, и Опекушин понял, что пришёл его час. Он отложил все свои дела и начал изучать творчество Пушкина, его портреты и скульптурные изображения. Тридцать моделей и более ста рисунков памятника создал Опекушин. Перед ним стояла очень сложная задача: запечатлеть в искусстве живой, подвижный облик поэта, создать такой образ Пушкина, чтобы его тотчас все узнали, чтобы в него поверили.

Спустя восемь месяцев была устроена выставка проектов, после знакомства с которыми жюри не сочло возможным вы­брать ни один из проектов. Решено было провести ещё один конкурс в 1874 году. В мае 1875 года первую премию прису­дили Опекушину. Но радость успеха был омрачена завистью коллег. Газета «Голос» писала: «Чему же учат в Академии ху­дожеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «за­ткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин?»

Александр Михайлович напряжённо работал над создани­ем и отливкой памятника. Вместе с зодчим И.С. Богомоловым, помощником по архитектурной части, они разрабатывали бронзовые детали постамента, тумбы у подножия, лавровые гирлянды, выбирали гранит. К весне 1880 года работы по со­оружению памятника были закончены.

6 июля 1880 года состоялось торжественное открытие па­мятника. Когда серый холст стал медленно падать, толпы на­рода замерли. Несколько секунд стояла тишина, затем разда­лись крики восторга.

Опекушин представил поэта стоящим в непринуждённой позе. Пушкин выставил одну ногу вперёд, правую руку зало­жил за борт длинного сюртука. Голова поэта чуть наклонена: он словно прислушивается к чему-то. Длинный плащ спадает с плеч живописными складками. Поэт предстаёт перед нами без отчуждающего ореола славы, таким, каким могли его ви­деть современники в жизни. Основной замысел монумента — контраст между поэтическим содержанием образа и реально­стью изображения. Простота и задушевность облика заставля­ет нас поверить в то, что именно таким и был Пушкин.

Опубликовано: 25.09.2018
Обновлено: 25.09.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двадцать − пять =