Рассмотрите репродукции портретов поэта, фотографии памятников ему. Подготовьте сообщение-рассуждение на темы: «Портреты поэта», «Памятники Пушкину», «Каким я представляю себе Пушкина» (на выбор).
Ответ
Портреты поэта
Наиболее известны два портрета Александра Сергеевича Пушкина, написанные в 1827 году, после возвращения Пушкина из михайловской ссылки. Автор первого портрета — Василий Андреевич Тропинин. Он изобразил национального русского поэта в халате: противопоставляя халат мундиру, художник тем самым подчеркнул независимость Пушкина. На портрете Тропинина халат уподоблен торжественной тоге. Выражение лица передаёт сложное душевное состояние поэта.
В учебнике-хрестоматии помещён фрагмент второго портрета, автор которого Орест Адамович Кипренский изобразил поэта в светской одежде, но с шотландским пледом через плечо. У Кипренского мы видим светский облик поэта, но в то же время одухотворённое лицо, задумчивые и в то же время устремлённые вдаль глаза говорят нам, что мы видим истинного поэта.
Памятник А.С. Пушкину на Тверской в Москве
Памятник Пушкину в Москве был открыт в 1880 году. Создал его скульптор Александр Михайлович Опекушин.
В 1859 году, когда крепостному Александру Опекушину пошёл двадцать второй год, владелец скульптурной мастерской академик скульптуры Давид Иванович Иенсен помог ему выкупиться на волю, заплатив помещице 500 рублей. Опекушин стал свободным человеком. Он сумел поступить в Академию художеств, закончил её и начал работать в собственной мастерской.
В середине 1872 года был объявлен восьмимесячный конкурс на создание памятника Пушкину. В те времена памятники ставили редко, и Опекушин понял, что пришёл его час. Он отложил все свои дела и начал изучать творчество Пушкина, его портреты и скульптурные изображения. Тридцать моделей и более ста рисунков памятника создал Опекушин. Перед ним стояла очень сложная задача: запечатлеть в искусстве живой, подвижный облик поэта, создать такой образ Пушкина, чтобы его тотчас все узнали, чтобы в него поверили.
Спустя восемь месяцев была устроена выставка проектов, после знакомства с которыми жюри не сочло возможным выбрать ни один из проектов. Решено было провести ещё один конкурс в 1874 году. В мае 1875 года первую премию присудили Опекушину. Но радость успеха был омрачена завистью коллег. Газета «Голос» писала: «Чему же учат в Академии художеств, когда на Пушкинском конкурсе всех академиков «заткнул за пояс» какой-то крестьянин Опекушин?»
Александр Михайлович напряжённо работал над созданием и отливкой памятника. Вместе с зодчим И.С. Богомоловым, помощником по архитектурной части, они разрабатывали бронзовые детали постамента, тумбы у подножия, лавровые гирлянды, выбирали гранит. К весне 1880 года работы по сооружению памятника были закончены.
6 июля 1880 года состоялось торжественное открытие памятника. Когда серый холст стал медленно падать, толпы народа замерли. Несколько секунд стояла тишина, затем раздались крики восторга.
Опекушин представил поэта стоящим в непринуждённой позе. Пушкин выставил одну ногу вперёд, правую руку заложил за борт длинного сюртука. Голова поэта чуть наклонена: он словно прислушивается к чему-то. Длинный плащ спадает с плеч живописными складками. Поэт предстаёт перед нами без отчуждающего ореола славы, таким, каким могли его видеть современники в жизни. Основной замысел монумента — контраст между поэтическим содержанием образа и реальностью изображения. Простота и задушевность облика заставляет нас поверить в то, что именно таким и был Пушкин.