Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Горит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к небесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный кубок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мысленным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их помощью?
Ответ
Когда мы читаем: «Горит восток зарёю новой», — мы представляем себе широкое поле, на восточном краю которого алеет полоса рассвета. Дым от пушечных выстрелов поднимается к небу, подсвеченный лучами восходящего солнца: «Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу утренним лучам».
Фраза «В кустах рассыпались стрелки» означает, что стрелки (которых мы сейчас называем снайперами) стреляют из укрытий, используя для маскировки кустарник.
«И битвы поле роковое/ Гремит, пылает здесь и там…»: в этом отрывке слово «роковое» употреблено в значении «решающее, определяющее дальнейшее течение событий»; Полтавская битва имела решающее значение во время войны со Швецией.
«Как пахарь, битва отдыхает»: поэт сравнивает битву с пахарем. Такие сравнения встречаются в русских былинах и в древнерусских военных повестях. «…И за учителей своих/ Заздравный кубок подымает»: Пётр Первый считал шведов своими учителями в воинском искусстве. Петру важно не проявление жестокости по отношению к безоружным пленникам, а победа в бою, поэтому после окончания боя можно признать военное искусство шведских полководцев и выпить за их здоровье. Чем выше доблесть противника, тем больше значение одержанной победы.
Для описания Полтавской битвы Пушкин использует различные литературные приёмы:
— аллитерацию («Бросая груды тел на груду,/ Шары чугунные повсюду / Меж ними прыгают, разят, / Прах роют и в крови шипят»),
— сравнения («…И падшими вся степь покрылась, / Как роем чёрной саранчи»),
— олицетворения («На холмах пушки, присмирев, / Прервали свой голодный рев»),
— эпитеты («хладные штыки», «тяжкой твёрдостью», «роковой огонь», «могущим седоком»),
— инверсию («музыка боевая», «в пременах жребия земного», «конницы летучей»),
— метафоры («Тяжкой тучей / Оrряды конницы летучей…», «За ним вослед неслись толпой / Сии птенцы гнезда Петрова…»).
С помощью этих приёмов поэт достигает яркости и динамичности изображения. Мы словно бы чувствуем движение и ощущаем себя внутри картины.