Го­рит восток зарею новой

Как вы понимаете строки и отдельные слова, словосочетания: «Го­рит восток зарею новой», «Дым багровый кругами всходит к не­бесам», «В кустах рассыпались стрелки», «Поле роковое», «Как пахарь, битва отдыхает», «И за учителей своих заздравный ку­бок подымает»? Какие картины возникают перед вашим мыслен­ным взором? Какие литературные приёмы использованы поэтом для описания Полтавского боя и какой эффект достигается с их по­мощью?

Ответ

Когда мы читаем: «Горит восток зарёю новой», — мы представляем себе широкое поле, на восточном краю которого алеет полоса рассвета. Дым от пушечных выстрелов поднима­ется к небу, подсвеченный лучами восходящего солнца: «Дым багровый / Кругами всходит к небесам / Навстречу утренним лучам».

Фраза «В кустах рассыпались стрелки» означает, что стрелки (которых мы сейчас называем снайперами) стреляют из укрытий, используя для маскировки кустарник.

«И битвы поле роковое/ Гремит, пылает здесь и там…»: в этом отрывке слово «роковое» употреблено в значении «ре­шающее, определяющее дальнейшее течение событий»; Пол­тавская битва имела решающее значение во время войны со Швецией.

«Как пахарь, битва отдыхает»: поэт сравнивает битву с па­харем. Такие сравнения встречаются в русских былинах и в древнерусских военных повестях. «…И за учителей своих/ За­здравный кубок подымает»: Пётр Первый считал шведов своими учителями в воинском искусстве. Петру важно не про­явление жестокости по отношению к безоружным пленникам, а победа в бою, поэтому после окончания боя можно признать военное искусство шведских полководцев и выпить за их здо­ровье. Чем выше доблесть противника, тем больше значение одержанной победы.

Для описания Полтавской битвы Пушкин использует раз­личные литературные приёмы:

— аллитерацию («Бросая груды тел на груду,/ Шары чу­гунные повсюду / Меж ними прыгают, разят, / Прах роют и в крови шипят»),

— сравнения («…И падшими вся степь покрылась, / Как роем чёрной саранчи»),

— олицетворения («На холмах пушки, присмирев, / Пре­рвали свой голодный рев»),

— эпитеты («хладные штыки», «тяжкой твёрдостью», «ро­ковой огонь», «могущим седоком»),

— инверсию («музыка боевая», «в пременах жребия земно­го», «конницы летучей»),

— метафоры («Тяжкой тучей / Оrряды конницы лету­чей…», «За ним вослед неслись толпой / Сии птенцы гнезда Петрова…»).

С помощью этих приёмов поэт достигает яркости и дина­мичности изображения. Мы словно бы чувствуем движение и ощущаем себя внутри картины.

Опубликовано: 25.09.2018 Обновлено: 25.09.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

10 − 8 =