Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим клас­сам

Что вы помните из древнерусской литературы по предыдущим клас­сам? Какие произведения запомнились? Расскажите об одном из них. Почему именно это произведение вам запомнилось?

Ответ

В предыдущих классах изучались отрывки из таких про­изведений древнерусской литературы, как «Поучение» Вла­димира Мономаха, «Повесть временных лет», «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Наиболее запомнились отрывки из «Повести временных лет».

В древнерусской литературе летописание занимает центральное место. Развивалось оно в течение восьми веков, с XI по XVIII век.

Летописцы не имели обычая указывать свои имена. В ос­новном летописанием занимались монахи, специально к этому делу приставленные и прошедшие особую выучку под руко­водством мастеров.

Составлялись летописи по поручению -князя, игумена или епископа, иногда по личной инициативе. Летописец XV века заявлял, что писать надо правду даже в том случае, если она кому-то не нравится.

В основе всего древнерусского летописания лежит «По­весть временных лет». Это древний летописный свод, состав­ленный монахом Нестором в Киево-Печерском монастыре около 1113 года.

Название «Повесть временных лет» закрепилось в науке с XVIII века. Это произведение было основным источником сведений о прошлом русской земли. Летопись была не только интересным чтением, но и важным историко-политическим документом. В то же время это книга, рассказывающая, как надо и как не надо поступать.

Источниками «Повести…» были ранее написанные лите­ратурные русские памятники и в отдельных случаях перевод­ные византийские, княжеские и монастырские архивы, народ­ные предания и фольклорные произведения, рассказы очевидцев. В «Повести…» нашли отражение и личные впе­чатления составителей.

«Повесть…» написана древнерусским языком, доступ­ным жителям всех областей и княжеств Руси той эпохи. Иногда древнерусская речь смешивается с церковнославян­ской.

Основа летописи — хронология: погодные записи, то есть записи, рассказывающие о событиях, которые произошли в определённый год.

По своему составу летописный свод, кроме кратких по­годных записей, включает различные жанры литературы той эпохи — повести, поучения, послания, притчи, жития, преда­ния, былинно-сказочные и легендарно-библейские сказания, а также записи устных рассказов, договоры.

Начинается «Повесть временных лет» со вступления, в ко­тором рассказывается о распределении земли после библей­ского потопа между сыновьями Ноя. Далее идут записи о сла­вянских племенах, их происхождении, об их географическом размещении, обычаях и нравах, о путешествии апостола Андрея по Руси и основании Киева. Летописцу было важно показать божественное происхождение Русской земли. Собственно летописные погодные записи начинаются с 852 года и дово­дятся до 1113 года.

В 860 году северные русские и нерусские племена изгна­ли варягов за море, не давая им дани, и установили государ­ство, пригласив к себе на княжение трёх братьев — Рюрика, Синеуса и Трувора. Рюрик княжил в Новгороде, потом в Киеве. Так возникла династия Рюриковичей, единая для всей Руси.

Летописец не поясняет, почему происходят те или иные события. Если же событие очень волнует летописца и требует объяснений, он ссылается на величие Господа и промысел Божий.

Одна из самых важных тем, которые привлекают внима­ние летописца, — тема добра и зла. Источник добра в мире — Бог и слуги его: ангелы и святые. Источник зла — дьявол и его слуги, бесы. Бесы изменяют свой облик и творят зло. Летописец уверен, что жертвой бесов могут становиться не толь­ко отдельные люди, но и целые города. Бог устроил мир так, а не иначе, чтобы человек научился преодолевать соблазны и сам пришел в царство Божие. Бог терпелив, он сурово наказы­вает только упорных в грехе. Ангелы не только карают чело­ века, но и несут, ему помощь.

Герои летописи предстают перед нами в двух ипостасях: идеальных героев или злодеев. Безусловные герои — князья Олег и Святослав, Борис и Глеб, Всеволод Ярославич и Вла­димир Мономах. Типичный злодей — Святополк Окаянный. Некоторые князья в разное время оказываются то героями, то злодеями. Княгиня Ольга жестоко наказывает древлян за смерть мужа, нарушая заповедь «не убий», но-в последующих сюжетах предстаёт перед нами в образе мудрой и святой. Князя Владимира в некоторых эпизодах мы видим как челове­ка, живущего в грехе. После крещения Руси он явлен нам как святой.

Князь Олег с легкостью, обычной для сказочного героя, преодолевает все препятствия на своем пути: он без боя берет Смоленск и Любеч, хитростью овладевает Киевом; не встре­чая никакого сопротивления, побеждает древлян, северян и радимичей; идет походом на Царьград -греки не оказывают ему никакого сопротивления. Олег запугивает греков хитростью: к ладьям приказывает приделать колёса и так, на колё­сах, въезжает в Царьград. Олег, мудрый и вещий, не пьёт вина, отравленного греками. Умирает он, как и другие сказочные герои, неожиданно, смертью, предсказанной вещим прорица­телем, — от укуса змеи.

В «Повесть временных лет» включены народные преда­ния — рассказ о юноше-кожемяке (под 992 г.) и рассказ о бел­городском киселе (под 997 г.). В первом предании ремеслен­ник-кожемяка посрамляет княжескую дружину и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, которого не мог совершить ни один из дружинников князя Владимира. «Ска­зание о белгородском киселе» — история об обмане врагов хитростью. Герои этих преданий — не князья, а простые рус­ские люди, своей личной инициативой освобождающие род­ную землю от врагов.

Летопись имеет исключительное значение как историче­ский источник. Для изучения древнерусской литературы осо­бенно ценны литературно-художественные тексты, включён­ные в свод.

Опубликовано: 11.09.2018 Обновлено: 11.09.2018
Поделись с друзьями

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один × пять =