В сравнительно недавнем прошлом сельские сходы сибирских и архангельских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей и называлась заповеданием. Отсюда произошло слово «заповедник».
Вспомни и запиши другие примеры народной деятельности по охране природы.
Ответ
Охрана природы, в тех или иных исторических формах, с той или иной степенью успешности, всегда была одной из составных частей деятельности человека.
Народная охрана природы стихийно возникает на ранних стадиях развития общества, еще в рамках родоплеменных отношений. Необходимость бережного отношения к среде своего обитания, к употребляемым в пищу животным, рыбам, растениям подталкивала людей к необходимости ограничивать их добычу. Племена, не осознававшие этого, имели меньшие шансы на выживание.
Отношение людей к биологическим видам, за счет которых они существовали, переплеталось с формирующимися религиозными верованиями. Народная охрана природы обеспечивалась устными религиозно-ритуальными запретами и строгими наказаниями за их нарушение.
Отголоски народной охраны природы дошли до настоящего времени в виде бережного отношения к отдельным видам животных, деревьям и лесным угодьям, считавшимся священными, в запретах на определенные виды промысла до какой-либо даты.
Чуваши, литовцы, славяне, мордва считали дуб святым, так как он олицетворял мощь, силу.
Алтайцы почитали кедр. По сибирским деревням ходила экологическая загадка «Не бей меня, залезь на меня, есть у меня».
В Киевской губернии ни один крестьянин бы не стал рубить или корчевать бузину, опасаясь, как бы она не рассердилась и не послала бы на семью порчу и несчастье. Её не жгли, опасаясь, что домашняя птица непременно вся погибнет, а в печь ударит молния. Такие существовали поверья.
Особое место в народной охране природы занимали природные или заповедные рощи. Были они у удмуртов, мари, дагестанцев, сибирских племён, чувашей, кое-где сохранились и по сей день. Некоторые из них вошли в состав заповедников – Кавказского, Алтайского.
Интересна история другого экологического праздника – Дня леса. Считается, что обычай древонасаждения был позаимствован первыми европейскими поселенцами у американского племени ацтеков, сажавших деревья в честь рождения своих детей. К концу 19 века праздник прижился во многих штатах США. В России его активно пропагандировали появившиеся перед первой мировой войной детские «Майские союзы». Но началом массовых кампаний можно считать 1924 год. День леса получил широкое освещение в газетах, были выпущены небольшие брошюрки.